Выступление члена Комитета Государственной Думы по международным делам Е.В. Паниной на пленарном заседании 24 марта 2017 г.

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел и выносит на ратификацию Женевский акт Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов. Его необходимо ратифицировать в связи с тем, что по Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» те международные конвенции, которые влекут за собой изменение законодательных актов, нуждаются в ратификации. В данном случае принятие Женевского акта потребует внесения изменений в ряд статей части четвёртой раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» Гражданского кодекса.

Людмила Михайловна уже сказала, что данный акт позволит в значительной мере ускорить процедуру и сократить финансовые затраты для наших предприятий и организаций в части получения патентов на промышленные образцы, войти во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) и проводить регистрацию посредством регистрации в Международном бюро ВОИС. Хотела бы сказать, что финансовый результат будет следующий: если, допустим, по тринадцати странам, ведущим европейским странам, запрашивать через национальные патентные ведомства, то порядка 2 тысяч евро составит суммарный размер пошлин, а если действовать через гаагскую систему — 800, около 900 евро, то есть в 2 раза сокращаются расходы. Ну а что касается сроков, сейчас у нас регистрация промышленного образца занимает где-то полтора года, а может быть, и больше, тогда как Международное бюро ВОИС осуществляет регистрацию, внесение в реестр незамедлительно после подачи заявки, а если требуются какие-то исправления, даёт на это три месяца и после внесения исправлений так же незамедлительно проводит регистрацию.

Ратификация Женевского акта необходима России, необходима для развития инноваций, инжиниринга. Должна сказать, что объём инжиниринговых услуг в 2016 году в нашей стране составил более 2 миллиардов рублей, причём заказывают их не только российские организации, но и крупнейшие международные компании: «Airbus», «Boeing», «Siemens», «General Electric» — все не перечислишь.

Поэтому, наверное, не очень понятно, почему, хотя Женевский акт был подписан Российской Федерацией ещё 6 июля 1999 года, только сейчас был внесён проект федерального закона о ратификации данного документа. Должна сказать, что весь этот период, до 2015 года, шла подготовка необходимых документов для ратификации в Роспатенте, и только после заседания Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России решение этого вопроса было поручено Министерству образования и науки, где в короткий срок подготовили и представили нам на рассмотрение проект закона о ратификации этого важнейшего документа. Возможно, Роспатент был втянут в конфликт интересов, потому что сейчас через систему Роспатента ежегодно проходит примерно 4-5 тысяч заявок на регистрацию промышленных образцов, причём больше половины из них от иностранных заявителей, а не от отечественных, это более чем в 10 раз меньше по сравнению с такими странами, как США и Япония, где ежегодно регистрируется более 30 тысяч заявок, в Германии — 6-7 тысяч заявок. Я уверена, что ратификация Женевского акта, с одной стороны, сократит количество заявок, поданных в Российской Федерации, за счёт иностранных компаний, с другой стороны, упростит регистрацию наших отечественных промышленных образцов, что крайне важно для развития инновационного процесса.

Комитет Государственной Думы по международным делам предлагает принять федеральный закон «О ратификации Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов». Прошу поддержать.

Share on VK