Выступление Сергея Лаврова на заседании СБ ООН министерского уровня по проблематике северокорейского урегулирования

Уважаемый г-н Генеральный секретарь,

Уважаемый г-н Государственный секретарь,

Уважаемые коллеги,

В последние месяцы удалось достичь значительного прогресса в деле урегулирования проблем Корейского полуострова. В регионе заметно снизилась напряженность в результате объявленного в апреле Пхеньяном моратория на ракетные пуски и ядерные испытания, закрытия полигона в Пхунгери и решения США и Республики Корея отложить на неопределенный срок проведение летних военных маневров. Отмечаем успешное выполнение межкорейских договоренностей, зафиксированных в Пханмунчжомской декларации от 27 апреля, сентябрьский визит в КНДР Президента Республики Корея Мун Чжэ Ина и подписание в ходе него Пхеньянской декларации. В ней зафиксированы намерение корейских сторон наращивать разноплановое сотрудничество, а также обязательства Пхеньяна по демонтажу ракетного полигона в Тончанни и закрытию ядерных объектов в Ёнбёне, что вселяет надежду на стабилизацию обстановки в этой части мира.

Россия активно поддерживает сближение между Югом и Севером Кореи и урегулирование проблем Корейского полуострова в целом. Давно призывали к этому партнеров, в том числе в рамках реализации принятой летом прошлого года Россией и Китаем соответствующей «дорожной карты», которая сегодня де-факто воплощается в жизнь. Убеждены – построение доверия является ключом к урегулированию проблем Корейского полуострова политико-дипломатическим путем. Достигнутая в Пхеньяне договоренность между Севером и Югом о восстановлении железнодорожного и автомобильного сообщения – важнейший шаг в этом направлении. Призываем членов Совета поддержать инициативы Пхеньяна и Сеула, которые полностью отвечают духу принятых нами решений. Недопустимо, чтобы санкции в отношении КНДР становились инструментом коллективного наказания.

Отсутствие доверия между Вашингтоном и Пхеньяном препятствует разработке совместных мер, которые стороны могли бы предпринять синхронно и поэтапно, чтобы продвинуть общий процесс урегулирования. Предлагаем совместно подумать о системе международных гарантий безопасности, которая стала бы решающей предпосылкой для решения задачи денуклеаризации Корейского полуострова.

В условиях демонстрируемой Пхеньяном готовности к сотрудничеству и позитивных подвижек в деле стабилизации обстановки в регионе все более несвоевременной выглядит навязываемая нашими западными партнерами линия на дальнейшее «закручивание санкционных гаек» в отношении КНДР. С учетом того, что Пхеньян предпринял ряд важных шагов в сторону денуклеаризации, казалось бы, логично было бы эти усилия поддержать, предложить что-то взамен в целях сохранения нынешнего позитивного импульса.

В этой связи хотелось бы услышать разъяснения о причинах, по которым некоторые наши коллеги в СБ ООН упорно отвергают возможность любого позитивного сигнала со стороны Совета в отношении предпринимаемых Пхеньяном шагов в направлении денуклеаризации Корейского полуострова.

Хотел бы напомнить, что переговоры – это «улица с двусторонним движением». Шаги КНДР на треке поэтапного разоружения должны быть запараллелены с ослаблением санкций. Действие должно идти в ответ на действие. Это необходимо для того, чтобы избежать ситуации, которая сложилась вокруг СВПД, когда наши американские коллеги под надуманными предлогами в одностороннем порядке вышли из «иранской ядерной сделки», тем самым нарушив обязательства по резолюциям СБ ООН.

Институты и механизмы ООН и ее Совета Безопасности должны задействоваться для поддержки процессов урегулирования и межкорейского диалога, а не становиться для них преградой. Только тогда можно будет говорить об эффективном решении накопившихся в регионе проблем, включая ядерную, на основе взаимоприемлемых договоренностей. Санкциями и давлением достичь этого будет сложно, если не невозможно. Перегибы в задействовании санкционного инструментария СБ ООН уже стали причиной того, что государства-члены и международные организации зачастую не могут в нормальном режиме поддерживать с КНДР даже гуманитарные, спортивные и дипломатические связи, которые не имеют никакого отношения к развитию ракетно-ядерных программ.

Дальнейшее наращивание санкций уже выходит за рамки мер по перекрытию каналов финансирования запрещенных ракетно-ядерных программ Пхеньяна и угрожает северокорейским гражданам недопустимыми социально-экономическими и гуманитарными тяготами.

Уместно, кстати, напомнить, что все резолюции СБ ООН по КНДР содержат не только санкционную составляющую, но и положения о мерах по достижению политико-дипломатического урегулирования ситуации на Корейском полуострове. Их игнорирование равносильно несоблюдению достигавшихся в Совете консенсусных договоренностей по КНДР.

Еще большее отторжение вызывают т.н. «автономные», вторичные санкции против КНДР и других государств, вводимые США и некоторыми их союзниками в обход и сверх санкций СБ ООН. Такие односторонние рестрикции не только попирают суверенитет и законные интересы стран-членов и противоречат нормам и правилам международной торговли, но и подрывают целостность согласованных по линии Совета Безопасности ограничений. Вновь призываем те страны, которые вводят такие санкции, отказаться от этой практики. Констатируем, что все чаще эти рестрикции становятся инструментом недобросовестной конкуренции и отпугивания бизнес-операторов из третьих стран. Пример КНДР в этом плане весьма показательный. Даже то, что не запрещено санкционным режимом СБ ООН, реализовать крайне сложно ввиду наличия таких незаконных практик и боязни предпринимателей попасть в запретительные списки. Недопустимы попытки «освящать» такие рестрикции авторитетом СБ ООН или его Комитета 1718 по КНДР, а также через Комитет ставить под сомнение приверженность тех или иных стран неукоснительному выполнению резолюций Совета по КНДР.

Выступаем за то, чтобы СБ ООН и его Комитет 1718 максимально содействовали нахождению политико-дипломатических развязок проблем Корейского полуострова и помогали созданию в Северо-Восточной Азии механизма многосторонней безопасности. Считаем также своевременным, чтобы Совет Безопасности направил четкий сигнал в поддержку позитивной динамики развития ситуации вокруг Корейского полуострова. Это можно было бы сделать, например, путем принятия соответствующей резолюции, проект которой мы хотим подготовить и предложить обсудить Совету Безопасности.

Считаем также важным регулярно оценивать целесообразность пересмотра тех или иных рестрикций в отношении КНДР по мере движения Пхеньяна к отказу от ядерного оружия. Например, можно подумать хотя бы о каких-то небольших шагах. В резолюциях СБ ООН допускается пересмотр ограничений в случае продвижения на политическом треке. В Пханмунджомской и Пхеньянской декларациях стороны, как я уже говорил, подтвердили заинтересованность в реализации совместных экономических проектов. Если все мы приветствовали эти договоренности, давайте подумаем над тем, чтобы создать в Комитете 1718 особые условия для рассмотрения заявок на изъятия из санкционного режима для осуществления проектов межкорейского сотрудничества, о которых договорились Пхеньян и Сеул.

Россия готова к самому тесному взаимодействию со всеми заинтересованными странами в целях обеспечения мира, стабильности и всеобъемлющего урегулирования проблем Корейского полуострова на основе равноправных и недискриминационных переговоров с участием всех заинтересованных сторон.

Source :

МИД РФ

Share on VK