В целях последовательной реализации внешнеполитического курса Российской Федерации, позволяющего обеспечивать её национальные интересы на основе принципов прагматизма, открытости и многовекторности в условиях формирования новой полицентричной системы международных отношений, постановляю:
1. Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти:
а) содействовать созданию благоприятных внешних условий для долгосрочного развития Российской Федерации, модернизации её экономики, укреплению позиций России как равноправного партнёра на мировых рынках;
б) добиваться утверждения верховенства права в международных отношениях, твёрдо отстаивать центральную роль ООН в мировых делах, основополагающие принципы Устава ООН, которые требуют развивать дружественные отношения между государствами на основе равноправия, уважения их суверенитета и территориальной целостности, главной ответственности Совета Безопасности ООН за поддержание международного мира и безопасности, расширять вклад Российской Федерации в миротворческие операции ООН;
в) активно задействовать различные формы многосторонней дипломатии, включая БРИКС, «Группу двадцати», «Группу восьми», Шанхайскую организацию сотрудничества;
г) содействовать активизации коллективных международных усилий по противодействию глобальным вызовам и угрозам, включая опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, международный терроризм, наркотрафик, организованную преступность, региональные конфликты;
д) в отношениях с государствами – участниками Содружества Независимых Государств:
рассматривать развитие многостороннего взаимодействия и интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств как ключевое направление внешней политики Российской Федерации;
последовательно проводить курс на дальнейшее развитие разнопланового сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в социально-экономической, гуманитарной, правоохранительной и других сферах;
содействовать вступлению в силу и практической реализации Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г.;
продолжать активно расширять взаимодействие с Республикой Белоруссия в рамках Союзного государства;
способствовать углублению евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан и созданию к 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза, исходя из открытости этих процессов для присоединения других государств, прежде всего членов Евразийского экономического сообщества и участников Содружества Независимых Государств, содействовать международному позиционированию новых интеграционных структур;
укреплять Организацию Договора о коллективной безопасности, её механизмы оперативного реагирования на современные вызовы и угрозы и её миротворческий потенциал, совершенствовать внешнеполитическую координацию в рамках этой организации;
продолжать активно участвовать в поиске путей решения приднестровской проблемы на основе уважения суверенитета, территориальной целостности и нейтрального статуса Республики Молдова при определении особого статуса Приднестровья;
продолжать последовательную работу в интересах урегулирования нагорно-карабахского конфликта во взаимодействии с другими государствами – сопредседателями Минской группы ОБСЕ и на основе принципов, изложенных в совместных заявлениях Президента Российской Федерации, Президента Соединённых Штатов Америки и Президента Французской Республики, сделанных в 2009–2011 годах;
е) активно содействовать становлению Республики Абхазия и Республики Южная Осетия как современных демократических государств, укреплению международных позиций, обеспечению надёжной безопасности и социально-экономическому восстановлению этих республик;
ж) в отношениях с Европейским союзом:
выступать за достижение стратегической цели – создание единого экономического и человеческого пространства от Атлантического до Тихого океана;
добиваться заключения соглашения с Европейским союзом об отмене виз при краткосрочных взаимных поездках граждан;
отстаивать принципы равноправия и взаимной выгоды в работе над новым базовым соглашением между Российской Федерацией и Европейским союзом о стратегическом партнёрстве;
способствовать эффективной реализации программы «Партнёрство для модернизации»;
развивать взаимовыгодное энергетическое партнёрство в целях создания единого энергетического комплекса Европы, добиваясь строгого соблюдения имеющихся двусторонних и многосторонних договорных обязательств;
з) в Азиатско-Тихоокеанском регионе:
наращивать участие в региональных интеграционных процессах в целях содействия ускоренному социально-экономическому развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
продвигать инициативы по формированию в Азиатско-Тихоокеанском регионе новой архитектуры безопасности и сотрудничества, основанной на коллективных внеблоковых началах, нормах международного права и принципе равной и неделимой безопасности;
разработать дополнительные предложения для включения в повестки дня Восточноазиатских саммитов и диалогового партнёрства Россия – АСЕАН;
углублять равноправное доверительное партнёрство и стратегическое взаимодействие с Китайской Народной Республикой, стратегическое партнёрство с Республикой Индией, Социалистической Республикой Вьетнам, развивать взаимовыгодное сотрудничество с Японией, Республикой Корея, Австралией, Новой Зеландией и другими ключевыми государствами Азиатско-Тихоокеанского региона;
и) в отношениях с Соединёнными Штатами Америки:
проводить курс на поддержание стабильного и предсказуемого взаимодействия на основе принципов равноправия, невмешательства во внутренние дела и уважения взаимных интересов, ориентируясь на выведение двустороннего сотрудничества на подлинно стратегический уровень;
уделять приоритетное внимание качественному наращиванию торгово-экономического сотрудничества, расширению деятельности Российско-Американской президентской комиссии, обеспечению равноправного, недискриминационного режима в двусторонней торговле на постоянной и безусловной основе;
вести активную работу в целях недопущения введения односторонних экстерриториальных санкций Соединёнными Штатами Америки против российских юридических и физических лиц;
продвигать инициативы, касающиеся дальнейшей либерализации визового режима;
обеспечивать последовательную реализацию Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 г.;
исходить из того, что переговоры о дальнейших сокращениях стратегических наступательных вооружений возможны только в контексте учёта всех без исключения факторов, влияющих на глобальную стратегическую стабильность;
последовательно отстаивать российские подходы в связи с созданием глобальной системы противоракетной обороны Соединённых Штатов Америки, добиваясь предоставления твердых гарантий её ненаправленности против российских сил ядерного сдерживания;
к) в Евро-Атлантическом регионе:
продолжать работу в целях создания на евро-атлантическом пространстве системы равной и неделимой безопасности на международно-правовой основе;
раз?ивать отношения с Организацией Североатлантического договора соразмерно её готовности учитывать интересы Российской Федерации в сфере безопасности и стратегической стабильности и уважать основополагающие принципы международного права;
продвигать инициативы по реформированию Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в целях превращения её в эффективный механизм коллективного взаимодействия в интересах всех государств-участников;
поддерживать деятельность Совета Европы по укреплению единого для всех европейских государств правового пространства;
л) продолжать углублять отношения со странами Латинской Америки и Карибского бассейна, консолидировать позиции по повестке дня международных форумов, обеспечивать реализацию мер, направленных на использование потенциала растущих рынков Латинской Америки для закрепления российских компаний в динамично развивающихся секторах промышленности, энергетики, связи и транспорта, а также расширять сотрудничество с многосторонними объединениями в регионе;
м) развивать традиционно дружественные связи со странами Африки в целях дальнейшего продвижения геополитических и экономических интересов Российской Федерации на базе многогранного взаимовыгодного сотрудничества, расширять контакты с Африканским союзом и субрегиональными объединениями в решении проблем развития Африки;
н) в отношении кризисных ситуаций:
отстаивать безальтернативность политико-дипломатического урегулирования региональных конфликтов на основе коллективных действий международного сообщества путём вовлечения всех заинтересованных сторон в переговоры;
содействовать всеобъемлющему урегулированию арабо-израильского конфликта на общепризнанной международно-правовой базе;
поддерживать создание на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения и средств его доставки;
выступать за преодоление внутригосударственных кризисов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки путём прекращения насилия, откуда бы оно ни исходило, и проведения общенационального диалога без предварительных условий, на основе уважения суверенитета и территориальной целостности государств и невмешательства в их внутренние дела;
на двусторонней основе и во взаимодействии с партнёрами по Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества, а также в рамках проектов по линии Совета Россия – НАТО оказывать содействие Исламской Республике Афганистан в деле построения мирного, независимого, демократического государства, способного самостоятельно решать проблемы борьбы с терроризмом, наркотиками и организованной преступностью;
добиваться урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы исключительно политико-дипломатическими средствами, через налаживание диалога, на основе поэтапности и взаимности;
способствовать мирному урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова в рамках шестистороннего переговорного процесса и продолжению работы по формированию механизма мира и безопасности в Северо-Восточной Азии;
о) продолжать целенаправленную работу по надлежащему международно-правовому оформлению внешних границ Российской Федерации, включая внешние границы континентального шельфа, и разграничению прилегающих морских пространств при безусловном обеспечении национальных интересов России, прежде всего в сфере безопасности и экономики, исходя из задачи укрепления доверия и сотрудничества с сопредельными государствами;
п) проводить конструктивную линию на укрепление разноформатного сотрудничества в Арктике при уважении суверенитета и юрисдикции арктических государств;
р) продолжать работу по сохранению и расширению присутствия Российской Федерации в Антарктике, в том числе на основе эффективного использования механизмов и процедур, предусмотренных системой Договора об Антарктике;
с) содействовать продвижению и защите интересов российского бизнеса на внешних рынках, обеспечивать дипломатическое сопровождение отечественных деловых проектов, противодействовать дискриминации за рубежом российских участников внешнеэкономической деятельности;
т) в сфере международных гуманитарных связей:
проводить активную работу по защите прав человека, противодействовать попыткам использования правозащитных концепций в качестве инструмента политического давления и вмешательства во внутренние дела государств;
обеспечивать всестороннюю защиту прав, свобод и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, принять меры к расширению заграничных консульских учреждений Российской Федерации и к увеличению бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующие проекты по линии Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и некоммерческой организации «Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом»;
активизировать усилия по созданию прочной юридической базы и механизмов для эффективной защиты прав и законных интересов российских детей, усыновляемых (удочеряемых) за рубежом, в том числе заключение соответствующих межправительственных соглашений и подготовку предложений о внесении необходимых изменений в законодательство Российской Федерации;
расширять российское культурное присутствие за рубежом, укреплять позиции русского языка в мире, развивать сеть российских центров науки и культуры;
у) в интересах повышения результативности российской внешней политики эффективнее использовать ресурс публичной дипломатии, вовлекать гражданское общество во внешнеполитический процесс, укреплять взаимодействие с Общественной палатой Российской Федерации, некоммерческой организацией «Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова», другими неправительственными организациями внешнеполитической направленности, содействовать их широкому участию в деятельности мировых экспертно-политологических диалоговых форумов, в международном гуманитарном сотрудничестве;
ф) совершенствовать информационное сопровождение внешнеполитической деятельности в интересах объективного восприятия Российской Федерации на международной арене;
х) обеспечивать защиту прав Российской Федерации на её дипломатическое недвижимое имущество за рубежом; содействовать урегулированию вопросов, связанных с размещением дипломатических представительств иностранных государств на территории Российской Федерации.
2. Правительству Российской Федерации разработать концепцию укрепления ресурсного и кадрового потенциала системы Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.
3. Министерству иностранных дел Российской Федерации:
а) представить в установленном порядке до декабря 2012 г. проект Концепции внешней политики Российской Федерации в новой редакции;
б) обеспечить координацию работы, связанной с реализацией настоящего Указа.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.