Выступление Первого заместителя председателя комитета Государственной Думы по международным делам А. В. Чепы 17 марта 2017 г.

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Три года назад состоялось воссоединение Крыма и Севастополя с Российской Федерацией. Разумеется, это недостаточный срок, чтобы преодолеть последствия пребывания Республики Крым в составе Украины. Особый конституционный статус Крыма в составе украинского унитарного государства понимался властью в Киеве как отсутствие каких бы то ни было обязательств по социально-экономическому развитию полуострова. Советская инфраструктура со временем износилась, новые объекты не создавались — это стало серьёзным препятствием для развития экономического потенциала региона. Ситуация коренным образом изменилась после возвращения Крыма в своё Отечество. Несмотря на неблагоприятную внешнеполитическую конъюнктуру, уменьшение доходов федерального бюджета и введение санкций в отношении нашей страны, на высшем государственном уровне было принято решение о выделении значительных средств для решения накопившихся проблем полуострова — почти 770 миллиардов рублей. Плохие дороги, изношенная инфраструктура, нехватка детских садов, больниц, ветхое жильё — вот доставшееся нам наследство.

В текущем году будет завершён первый этап реализации федеральной целевой программы по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя: необходимо отметить успехи в снижении зависимости полуострова от импорта электроэнергии — завершено строительство энергомоста в Крым, — проложена ветка газопровода из Краснодарского края, прилагаются значительные усилия к строительству транспортного перехода через Керченский пролив. Однако при реализации ФЦП мы столкнулись с рядом сложностей, в первую очередь с необходимостью многочисленных и длительных согласований на разных уровнях власти — на наш взгляд, бюрократизация управленческого процесса должна быть в разумных пределах. В прошлом месяце был создан новый координационный штаб по реализации ФЦП под личным руководством главы республики — будем надеяться, что данная мера поможет преодолеть часть управленческих проблем и устранить существующие противоречия.

Структура рынка труда по видам экономической деятельности в Республике Крым такова, что почти половина рабочих мест обеспечивается за счёт бюджетного сектора. Это означает высокий уровень нагрузки на государственные и муниципальные финансы; в связи с низкой обеспеченностью региональных бюджетов собственными доходами нагрузка ложится в первую очередь на федеральную казну. Поэтому важнейшая задача руководства республики и федеральных властей — создавать условия для расширения доходной базы бюджета в целях развития экономики. Реализация данной цели осложняется экономической блокадой полуострова: идейные вдохновители санкций таким образом решили наказать крымчан за свободное волеизъявление во время референдума о статусе республики. Экономическая блокада полуострова за последние годы оказала значительное влияние на внешнюю торговлю: зафиксировано падение объёмов внешнеторгового оборота Республики Крым со странами дальнего зарубежья почти в 25 раз. Ещё одним фактором, сдерживающим экономический рост, можно считать нежелание крупных российских компаний начинать работу в Крыму из-за боязни введения в отношении их экономических санкций: ведущие отечественные банки, торговые сети и сотовые операторы так и не начали работать на полуострове.

Отдельно стоит сказать о свободной экономической зоне в Крыму, которая действует с 1 января 2015 года. К настоящему времени в качестве участников свободной экономической зоны зарегистрирована почти тысяча предприятий, чуть более двадцати из них — с иностранным участием, иными словами, поступления частных иностранных инвестиций в Крым близки к нулю, поэтому однозначно оценивать результаты деятельности свободной экономической зоны сложно. На мой взгляд, это связано с тем, что отечественный опыт создания экономических зон оказался неудачным, и логично было бы обратиться к мировому опыту в данной области.

Все мы помним, что в июне 2016 года Президент России дал поручение правительству о закрытии десяти особых экономических зон в различных регионах и о приостановлении создания новых. Таким образом, на высшем уровне была признана неэффективность данного института в его сегодняшнем виде. Подобная оценка руководством страны, на мой взгляд, свидетельствует о несовершенстве правового режима, действующего в особых экономических зонах. В связи с этим в вопросах создания особых режимов ведения экономической деятельности считаю необходимым опираться на опыт «азиатских тигров» — Сингапура, Гонконга, Тайваня.

Полагаю, что эффективным механизмом, который помог бы снизить или вовсе исключить санкционное давление на потенциальных инвесторов и бенефициаров свободной экономической зоны, могло бы стать применение трастовых форм ведения бизнеса. Для этого необходимо внесение изменений в 377-й федеральный закон о развитии крымского округа. Большой пакет поправок в законодательство, в том числе касающихся работы международных трастов, долгое время разрабатывается специальной рабочей группой, включающей депутатов Госдумы, и в настоящее время проходит процесс согласования.
Кроме того, предлагаю ускорить рассмотрение Государственной Думой проекта федерального закона, расширяющего границы свободной экономической зоны на территории Крыма и Севастополя путём присоединения к ней территориального моря России вдоль прибрежной линии Крымского полуострова.
Ещё одним фактором, который оказывает влияние на деловой климат полуострова в глазах иностранных инвесторов, является применение закона Республики Крым о национализации имущества. Напомню, что норма статьи 235 Гражданского кодекса, в которой говорится о порядке национализации имущества, является отсылочной и в ней лишь оговаривается, что обращение в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности, должно осуществляться на основании закона. Не оспаривая концепции действующего регионального закона, хотел бы высказать пожелание об уточнении формулировок законодательного акта. Речь идёт о необходимости конкретизации перечня объектов инфраструктуры, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения Республики Крым. Полагаю, что эта мера могла бы помочь привлечь иностранные инвестиции в масштабные инфраструктурные проекты на основании государственно-частного партнёрства.

Таким образом, одной из главных проблем, сдерживающих динамичное развитие экономики новых субъектов, являются внешние ограничительные меры. Считаю нашей главной задачей всемерно способствовать осознанию международным сообществом их несправедливости и бессмысленности, так как Крым являлся и всегда будет являться неотъемлемой частью России. Важным инструментом для достижения данной цели я считаю средства мягкой силы и прежде всего парламентскую дипломатию. Партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» прилагает здесь большие усилия и проводит большую работу.

В заключение отмечу, что руководством новых субъектов Российской Федерации прилагаются значительные усилия по реализации программ социально-экономического развития их регионов, однако на самом нижнем исполнительном уровне всё ещё распространены представления о характере государственной службы, которые несут на себе след ментальности прежней, украинской власти. Для преодоления этого психологического барьера, по моему мнению, должно пройти чуть больше времени.

Жители полуострова по итогам трёхлетнего периода дают положительную оценку изменениям, которые произошли в их жизни после воссоединения Крыма и Севастополя со своей Отчизной.
Хочу всех вас и всех жителей Крыма, страны поздравить с этим замечательным праздником, побольше нам таких праздников в жизни!

Share on VK