Артур Чилингаров: «Нас в Арктике никому не догнать. Но надо идти вперед»

В пятницу, 22 сентября, на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге спущен на воду корпус первого серийного универсального атомного ледокола ЛК-60Я «Сибирь». В тот же день первая паровая турбина, которая войдет в состав двигательной установки, доставлена на головной атомный ледокол «Арктика». Эти два события в эфире Радио «Комсомольская правда» мы обсуждали с известным арктическим исследователем…

— Артур Николаевич, в эти дни говорят сразу о двух ледоколах — «Сибирь» и «Арктика»… Почему? Просто совпадение? Или поставлена задача — ускориться в этом направлении?

— Все идет по плану. Я очень рад, что правительство выполняет свои обязательства. Обязательства выполняет и Балтийский судостроительный завод.

А это событие — спуск на воду ледокола «Сибирь» — для меня особенно приятно, потому что 30 лет назад я именно на «Сибири» (на той, на прежней) был начальником экспедиции, которая дошла в надводном плавании до Северного полюса.

— Тоже в августе?

— В августе – другие ледовые условия. А мы шли в мае.

— А вот на новом атомном ледоколе «Арктика» — там какое-то опоздание идет, да, с установкой оборудования?

— Я особенно не слежу за этим. Думаю, все идет по плану.

Самый мощный в мире атомный ледокол «Сибирь» спустили на воду в Петербурге. Размеры корабля впечатляют: его длина — 173 метра, ширина — 34 метра, а водоизмещение — 33,5 тысяч тонн Фото: Александр ГЛУЗ
Самый мощный в мире атомный ледокол «Сибирь» спустили на воду в Петербурге. Размеры корабля впечатляют: его длина — 173 метра, ширина — 34 метра, а водоизмещение — 33,5 тысяч тонн
Фото: АЛЕКСАНДР ГЛУЗ
— Если бы вас попросили школьнику объяснить, почему это очень важное событие — спуск на воду универсального ледокола «Сибирь», — что бы вы сказали?

— А так бы и сказал, что Россия прирастает арктическими территориями, арктической экономикой. И для того, чтобы обеспечивать это, работает трасса Северного морского пути. А чтобы по этой трассе могли ходить — безаварийно и безопасно — корабли, нужен атомный ледокольный флот, который проводит эти корабли и делает во льдах канал для доставки всего необходимого, чтобы обеспечить развитие экономики Крайнего Севера.

— Владимир Путин говорит, в первую очередь, об упрочении позиций Российской Федерации — как великой морской державы, в связи с этими событиями. Имеется ввиду спуск на воду «Арктики».

— Я с Владимиром Владимировичем полностью согласен.

— Вы бы тоже поставили это на первое место по значимости?

— Для полярника, для исследователя, для патриота — это самое главное.

Артур Чилингаров — о «Сибири» и «Арктике»…

— Как тогда это соотносится с вашими словами… Когда в минувшем августе мы с вами отмечали 40 лет свершению «Арктики», которая впервые в мире достигла Северного полюса, вы сказали, что мы так далеко ушли вперед, что нас вообще никто никогда не догонит.

— Нас пытаются догонять… Но есть отрасль, которая отработана, которая выпускает замечательные ледоколы, — судостроительная промышленность России. Это наша морская мощь и морская гордость полярная. А для того, чтобы так продолжалось и дальше — не на словах, а на деле, — нужно смотреть вперед. И новый атомный ледокол – хорошее продолжение арктической тематики.

— Новую «Арктику» в 2019-м сдадут в эксплуатацию. Это будет самый большой и мощный ледокол в мире. Россия сейчас в Арктике № 1. Есть с кем соревноваться? Кто — № 2 ?

— Ледокольный флот имеют и Канада, и США. Есть он и у других арктических государств. Имеются корабли с ледовым поясом. Но активнее всего Китай — недавно их ледокол дошел до точки Северного полюса в надводном плавании. Китай идет за нами.

— А почему мы им помогаем строить ледоколы? Вы вот проводите симпозиумы в Арктике…

— Все, что проводится, — это в интересах нашего государства. Называется — международное сотрудничество. Нашей стране оно вреда не принесет.

— И — ваше обращение к тем, кто сегодня отмечает спуск на воду «Сибири».

— Семь футом под килем!

Share on VK