Опыт международного сотрудничества Алтая должны перенимать другие регионы России.
Минувшим летом Государственная дума приняла Федеральный закон «Об основах приграничного сотрудничества». Потребность в законодательном акте такого рода назрела давно, ведь регионы Российской Федерации начиная с распада Советского Союза стали активно развивать международные связи, в том числе и приграничные, но законодательное регулирование отставало от практики. Закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» был принят в 1999 году, а вот работа над законом о приграничном сотрудничестве длилась много лет и завершилась только в 2017-м. Сегодня субъекты Федерации могут опираться в своей международной деятельности на более проработанную юридическую базу, их взаимодействие с зарубежными партнерами больше не осуществляется так хаотично, как в девяностые годы.
Одним из таких субъектов России является Алтайский край. Наш регион расположен в самом сердце Евразии, на пересечении трансконтинентальных грузовых и пассажирских потоков, что уже само по себе создает огромный потенциал для международного взаимодействия. Регион пограничного типа, Алтайский край активно развивает связи как с соседними, так и с несопредельными государствами.
Международное и внешнеэкономическое сотрудничество субъекта является существенным фактором его социально-экономического роста. Около 70% товарооборота края приходится на экспорт. Экспортная ориентированность субъекта является залогом устойчивости его экономики. Это проявилось в том, что в условиях структурного кризиса экономика региона по сравнению с российской оказалась более адаптированной. Несмотря на кризисные явления, экспорт и в целом товарооборот продолжают расти после некоторого падения вследствие событий 2014 года. Хотя заметна сырьевая направленность экспорта, более четверти его объема занимают продовольственные и сельскохозяйственные товары. Высока доля различного оборудования, оружия и боеприпасов, машиностроительной продукции. Внешнеторговые операции осуществляются с 92 странами мира. Притом ведется активная торговля со странами дальнего зарубежья: вопреки санкциям одним из крупнейших рынков сбыта региона являются США, они занимают третье место по объему экспорта из Алтайского края. Ведущие позиции у Казахстана и Китая. Они проявляют высокий интерес к продукции региона и являются его основными торгово-экономическими партнерами.
Развитию сотрудничества Алтайского края с Казахстаном способствуют исторически сложившиеся тесные хозяйственные и культурные связи между приграничными регионами России и Казахстана. Особенность географического и демографического положения этой территории заключается в том, что в приграничных регионах Казахстана высока доля русского населения, за счет этого культурный рубеж смещается по отношению к государственной границе вглубь республики.
Взаимодействие с Казахстаном, Китаем и Монголией развивается в рамках Международного координационного совета «Наш общий дом – Алтай». Эта структура уникальна для Азии и создана по типу еврорегионов. В нее входят Алтайский край, Республика Алтай, Восточно-Казахстанская область, Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, Баян-Ульгийский и Ховдский аймаки Монголии. Это постоянно действующее с 2003 года объединение представителей законодательной и исполнительной власти регионов, гражданского общества и научной сферы. Организация способствует торгово-экономическому, научно-техническому, культурно-образовательному взаимодействию между административно-территориальными образованиями Большого Алтая. Сейчас ведется деятельность, направленная на развитие транспортной и логистической инфраструктуры Алтайского региона.
Опыт создания в Азии организации, подобной еврорегиону, по-своему уникален и должен перениматься другими регионами страны. Это основа для формирования пояса добрососедства по периметру государственных границ, что чрезвычайно важно для обеспечения государственной безопасности и расширения сферы влияния Российской Федерации на сопредельные государства и их регионы. Создание органов приграничного сотрудничества с участием других субъектов азиатской части России может стать основой для развития отношений с иностранными государствами. Прошли те времена, когда залогом безопасности и благополучия государств были обороноспособность и военная экспансия. Сегодня мир покоряют не огнем и мечом, а при помощи мягкой силы: достижение внешнеполитических целей путем повышения привлекательности государства как партнера, сотрудничества, народной дипломатии.
Трансграничные связи способствуют социально-экономическому развитию регионов, решению специ- фических проблем, в том числе экологических, характерных для конкретных территорий. В конечном итоге оно содействует повышению уровня жизни населения, а это сегодня наша главная задача.
Елена СТРОКОВА, член Комитета Государственной думы по международным делам, депутат фракции ЛДПР.