Леонид Слуцкий: «Евросоюз не так уж един — вспомним хотя бы про Польшу»

Председатель Комитета по международным делам Леонид Слуцкий:

«В ведущих странах Евросоюза — Германии и Франции — все явственнее звучат голоса в пользу пересмотра евроатлантических отношений: США в Европе больше не хотят воспринимать как гегемона. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила в интервью нескольким европейским газетам, что страны Европы должны серьезно задуматься над новой реальностью, в которой США не стремятся исполнять роль мирового лидера, как прежде. Комментируя сокращение американского военного контингента в Германии (часть военнослужащих будут передислоцированы в Польшу), Меркель заметила, что войска США помогают защищать не только европейскую часть НАТО, но и интересы Вашингтона. В США это объяснили невыполнением Берлином финансовых обязательств в рамках Альянса, приняв такое решение без каких-либо консультаций с Германией.

Если Меркель, говоря о взаимоотношениях с Вашингтоном, аккуратно подбирает слова и не ставит под сомнение трансатлантическое сотрудничество в области обороны в принципе, то глава МИД Германии Хайко Маас высказывается гораздо более определенно. Выступая на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале этого года, он призывал к «построению Европейского союза безопасности и обороны как сильной европейской опоры НАТО». «Эра, когда Америка была глобальным полицейским, присутствующим повсюду, подходит к концу», — заявил он.

Американских политиков давно беспокоит снижение уровня трансатлантического сотрудничества при относительно более самостоятельной роли Евросоюза в принятии решений. Достаточно вспомнить позицию председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, которая заявила о необходимости создания оборонного союза ЕС и «истинно геополитической Еврокомиссии», а также высказывание президента Франции Эммануэля Макрона о «смерти мозга НАТО».
Президент Франции играет здесь особую роль, продолжая курс на самостоятельность Франции, начатый еще Шарлем де Голлем. Макрон поддерживает идею создания отдельной системы обороны Евросоюза со своей собственной армией и структурой командования. Концепция Макрона была сформулирована как европейская «стратегическая автономия» в области обороны и внешней политики — или, как выразился французский президент, «военный и технологический суверенитет». Это означает, по его словам, способность защищать континент без опоры на США. И при этом проводить стратегический диалог с Россией. Признавая, что политика санкций и контрсанкций не работает, он подчеркивает, что Европе «необходим полный пересмотр отношений с Россией после холодной войны».

«Отношения между Францией и Россией, Россией и ЕС — играют решающую роль. Мы глубоко верим в эту Европу, которая простирается от Лиссабона до Владивостока», — говорил Макрон. Во время вчерашней видеобеседы с президентом России Владимиром Путиным он вновь подчеркнул эту мысль. «Я считаю, что кризис, через который мы проходим, показывает важность европейского пространства в широком смысле этого слова – от Лиссабона до Владивостока. Это настоящее пространство сотрудничества и мира».

Конечно, быстро сломать складывавшиеся в течение десятилетий стереотипы — «Европа в безопасности под зонтиком дяди Сэма» — вряд ли получится. Не надо забывать, что Евросоюз не так уж един — вспомним хотя бы про Польшу, которая стала главным сателлитом США в Европе и центром русофобских настроений. Но тенденции налицо — Европа все меньше хочет подчиняться американскому диктату. И все больше поворачивается лицом к России. В конце концов, Евразия — наш общий континент».

Share on VK