Леонид Слуцкий: «Дух Хельсинки» все ещё может вдохнуть в ОБСЕ новую жизнь»

Председатель Комитета по международным делам Леонид Слуцкий:

«Исполнилось 45 лет с момента принятия Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, ставшего основой работы ОБСЕ. В 1975 году это событие стало важнейшим этапом в деле формирования системы безопасности в Евроатлантике при двух противоборствующих системах в эпоху холодной войны. Однако сегодня — по мере стремительно меняющегося мира — многие говорят, что организация работает вхолостую и перестала отвечать первоначально возложенным на неё задачам. Тем не менее, убеждён, хоронить ОБСЕ рано. «Дух Хельсинки» все ещё может вдохнуть в неё новую жизнь.

Хельсинский акт был подписан руководителями 33 европейских стран, США и Канады. В нем заложены универсальные принципы: нерушимость границ и территориальная целостность, невмешательство во внутренние дела, уведомление о военных учениях и присутствие на них иностранных наблюдателей, равноправие и обязательство соблюдать права человека, право народов распоряжаться своей судьбой и решать вопросы с границами в соответствии с Уставом ООН и международным правом. По сути, создавался свод правил поведения на европейском континенте. Причем «европейском» в широком смысле слова — от США до Владивостока.

Но спустя пять лет после Хельсинки разрядка закончилась, начался новый этап холодной войны. Затем последовали крах СССР, война в Югославии и бомбежки странами НАТО Белграда, продвижение Североатлантического Альянса на восток в обход всех данных обещаний и развертывание в Европе американских ПРО. ОБСЕ тогда не выступила против всего этого. В сегодняшние дни с подачи США на глазах рушится система договоренностей в сфере стратегической стабильности и контроля над вооружениями, Вашингтоном вовсю попираются нормы международного права. А ОБСЕ была и остаётся как бы в стороне. После распада Советского Союза организация все больше использовалась западными странами для давления на Россию. Все, что бы ни делала Москва, вызывало их критику, а уставное правило о праве народов распоряжаться своей судьбой в случае с Крымом было не то что проигнорировано, а даже обращено и использовано против России. «Разве ОБСЕ создавалась для обмена обвинениями, а не для профессионального поиска точек соприкосновения, сближения позиций и формирования ответов на общие вызовы?» — справедливо задается вопросом постоянный представитель России при ОБСЕ Александр Лукашевич. Он прав — потенциал ОБСЕ не используется в полную силу.

Критики не устают напоминать, что Заключительный акт подписывался в другой геополитической и исторической ситуации. Россия же, выступая против пересмотра базовых принципов акта, говорит о необходимости их актуализации. Потребность в реальном инструменте согласования интересов и снижения напряженности по-прежнему сохраняется, потому что в наше время угроз безопасности не меньше, чем 45 лет назад, если не больше. К тому же сегодня европейская безопасность напрямую связана и с безопасностью к югу от Европы — на севере Африки, Ближнем Востоке, и с безопасностью в Южной Азии. Поэтому надо искать новые подходы, а не создавать новые разделительные линии. Для этого нужна политическая воля западных стран. Прежде всего США, которые, несмотря на возражения большинства европейских государств, по-прежнему навязывают им свою волю, подрывают архитектуру европейской стабильности, в том числе выходя из краеугольных договорённостей, заключенных еще с СССР».

Share on VK