Леонид Слуцкий о заседании круглого стола в Совете Федерации «25 лет членства России в Совете Европы: сотрудничество или конфронтация»

Весьма интересная дискуссия состоялась на заседании круглого стола в Совете Федерации «25 лет членства России в Совете Европы: сотрудничество или конфронтация».

28 февраля 1996 года Россия стала 39-м членом Совета Европы, при вступлении приняв на себя добровольно обязательства по гармонизации правового пространства в соответствии с европейскими ценностями. С тех пор РФ стала участницей более 60 конвенций СЕ, базовая из которых — Европейская конвенция по правам человека. Однако, чем больше наша страна вела самостоятельную политику, не нарушая при этом никаких норм международного права, тем больше список наших вступительных (!) обязательств пытались расширить и тем более политизированными звучали все новые и новые требования.

Неудивительно, что большинство моих коллег сегодня говорили именно о конфронтационном характере взаимодействия Москвы со Страсбургом и Брюсселем. Совет Европы на российском направлении, убеждены они, превратился в дочернюю структуру Евросоюза по проведению политики сдерживания нашей страны, ЕСПЧ, особенно на примере последнего эпизода с Навальным, стал ангажированной площадкой по легитимации вмешательства во внутренние дела и компетенцию судебной системы РФ, а ПАСЕ давно завоевала репутацию «королевства двойных стандартов». Если такая картина сохранится (а весьма вероятно, что может и усилиться), вероятность выхода России из Совета Европы перестанет казаться невозможной.

Все так. Но стакан всегда наполовину пуст или наполовину полон. Пока высока турбулентность в отношениях с Евросоюзом, который вводит все новые и новые антироссийские санкции, пока нас не слышат партнеры в Брюсселе, на страсбургской площадке Россия могла бы продолжать (хоть это очень непросто!) вести диалог и разъяснять свою позицию с точки зрения общеконтинентальных интересов. Здесь все нужно тщательно взвесить и, как говорится, 7 раз отмерить.

В Концепции внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом России Владимиром Путиным 30 ноября 2016 г.) ставится задача продолжать работу «в рамках Совета Европы как самостоятельной универсальной европейской организации, обеспечивающей за счет своих уникальных конвенционных механизмов единство правового и гуманитарного пространств континента». И, в любом случае, окончательное решение о перспективах российского членства в СЕ будет принимать глава государства.

Share on VK