Выступление руководителя Делегации Российской Федерации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями К.Ю.Гаврилова на 992-м пленарном заседании Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности

Уважаемый господин Председатель,

Наша позиция по внутриукраинскому конфликту остаётся неизменной – необходимо полное выполнение минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 года через прямой диалог Киева, Донецка и Луганска. Российская Федерация в качестве посредника, наряду с ОБСЕ, Германией и Францией, готова этому всемерно содействовать.

Военно-политическая ситуация на юго-востоке Украины остаётся нестабильной. Киев стягивает в зону проведения так называемой «Операции объединённых сил» (ООС) большие количества бронетехники, крупнокалиберной артиллерии и РСЗО. Замечена переброска оперативно-тактических ракетных комплексов «Точка» и «Точка-У», что лишь подтверждает нацеленность Киева на вооружённые провокации. Украинские военные беззастенчиво запускают дроны и взрывают боеприпасы рядом с патрулями Спецмониторинговой миссии ОБСЕ (отчёт 6 ноября). Это – прямая угроза для безопасности наблюдателей, которые являются «глазами» международного сообщества в зоне вооружённого противостояния.

Симптоматично, что западные коллеги продолжают отрицать какую-либо связь между обострением в Донбассе и агрессивными действиями вооружённых сил Украины (ВСУ). Преступные решения и действия киевских властей по нарушению Минских договорённостей преподносятся ими как «суверенное право на самооборону». Такая позиция западных кураторов Киева поощряет киевский режим к дальнейшим провокациям.

Изобретательность украинских и западных коллег в плане «поиска виновных» в деградации ситуации в Донбассе переходит все границы. Чего только стоит информационный залп в американских СМИ о том, что Россия якобы стягивает войска к границе с Украиной. Аналогичные заявления звучали и в ОБСЕ. При этом коллеги так и не удосужились удостовериться в том, что фотографии с «танками у границ Украины» в статьях американских газет оказались на самом деле спутниковыми снимками территории близ г. Ельня Смоленской области, которая не граничит с Украиной. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины А.Данилов лично опроверг информацию об «активности российских войск» возле украинских границ, назвав её «элементом специальных информационно-психологических действий».

Видим, что цель этой лживой антироссийской кампании – «под шумок» перебросить корабли США в Чёрное море. С 30 октября в акватории находится эсминец с управляемым ракетным оружием «Porter», 3 ноября в Чёрное море зашёл танкер «John Lenthall», а 4 ноября — штабной корабль «Mount Whitney» ВМС США. 6 ноября два стратегических бомбардировщика В-1В ВВС США выполнили полёты над Чёрным морем на удалении 30 км от российской государственной границы.

Для нас очевидно, что речь идёт о внеплановых действиях сил США, которые создают многонациональную вооружённую группировку рядом с российскими рубежами. С учётом того, что в учении, помимо американских ВМС, планируется задействование тактической, патрульной и стратегической авиации, а также контингентов вооружённых сил Болгарии, Грузии, Румынии, Турции и Украины, налицо изучение предполагаемого тетра военных действий на случай подготовки Киевом силового решения.

Хотел бы подчеркнуть, что наша страна выступает за поддержание мира и стабильности в Черноморском регионе. Убеждены, что прибрежные страны обладают всем необходимым для самостоятельного решения вопросов общей безопасности, опираясь на существующие механизмы сотрудничества. Деятельность внерегиональных сил в акватории Чёрного моря лишь привносит ненужную военно-политическую напряжённость, и мы призываем их воздержаться от необдуманных провокаций. Черноморский флот Российской Федерации выполняет комплекс мероприятий по контролю за действиями иностранных кораблей.

Господин Председатель,

Инициированная властями Украины карательная операция против населения Донбасса и последующие попытки стран Запада оправдать преступные действия Киева наглядно демонстрируют их истинное отношение к обязательствам, изложенным в Кодексе поведения, касающемся военно-политических аспектов безопасности, «Принципах, регулирующих передачи обычных вооружений» и Документе ОБСЕ по лёгкому и стрелковому оружию. В них чётко указано, что при передаче вооружений каждое государство-участник будет учитывать региональную и внутреннюю ситуацию в стране-получателе с точки зрения наличия напряжённости или вооружённых конфликтов.

В этой связи обратили внимание, что 28 октября заместитель министра обороны США Л.Купер рекомендовала союзникам по НАТО снять ограничения на передачу ВСУ «поражающих вооружений». Было бы весьма интересно получить ответ делегации США, как это соотносится с её призывами к соблюдению военно-политических обязательств ОБСЕ? Как это коррелирует с недавними заявлениями высокопоставленных представителей США, включая замгоссекретаря В.Нуланд и директора ЦРУ У.Бёрнса, о необходимости выполнения Минских договорённостей? Как упомянутые заявления соответствуют пункту 10 «Комплекса мер», который призывает к «выводу всех иностранных вооружённых формирований, военной техники, а также наёмников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ»?

Помним и о том, с какой гордостью две недели назад представитель Украины на ФСОБ подтвердила использование в Донбассе 26 октября иностранного БПЛА «Байрактар». Тем не менее, согласно информации ряда СМИ, случай боевого применения этого дрона не подтвердился, и он задействуется украинскими военными исключительно для наблюдения и проведения разведки. Было бы весьма интересно услышать официальные комментарии украинских коллег на сей счёт.

Господин Председатель,

Подводя итог, подчеркну: единственное, что могут и должны сделать внешние кураторы нынешней украинской власти – это настоять на выполнении Киевом Минских соглашений. Призываем их плотно поработать со своими подопечными, чтобы вместо вооружённых провокаций и искажения реальности они занялись восстановлением диалога с жителями востока Украины, как это предусмотрено юридическими основами внутриукраинского урегулирования.

И последнее. В отношении упомянутых сегодня перспектив проведения саммита «нормандского формата» хотел бы подчеркнуть, что в сентябре и октябре Россия направила Украине, Франции и Германии проект итогового документа встречи. В обоих случаях реакции не последовало. Для нас приоритетна содержательная сторона переговоров, которая опиралась бы на выполнение украинской стороной всех предыдущих решений в «нормандском формате». Пока мы таких условий не наблюдаем.

Благодарю Вас, господин Председатель, и прошу приложить текст данного заявления к Журналу сегодняшнего заседания ФСОБ.

Share on VK