Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на инаугурационной неформальной встрече высокого уровня «Возобновлённый диалог ОБСЕ по европейской безопасности», Вена, 8 февраля 2022 года

Уважаемый господин Действующий председатель,

Благодарю за возможность выступить на инаугурационной встрече в развитие инициативы польского Действующего председательства по запуску в ОБСЕ «Возобновлённого диалога по евробезопасности».

Откровенно говоря, не скрою озадаченности таким форсированным созывом мероприятия. Поспешишь, как известно, людей насмешишь. Вот ведь в чём дело. Предлагаемая инициатива крайне сырая. Наша делегация в ходе предварительных консультаций предупреждала Председательство о преждевременности вынесение её в формат 57-ми.

Убеждены в том, что для достижения успеха в ОБСЕ необходим тщательный и всеобъемлющий учёт позиций всех государств-участников, как это предписано решением СМИД в Порто 2002 года. Имеем в виду достижение Действующим председательством консенсусной поддержки своих начинаний.

Вопреки использованной в концептуальной записке формулировке председательства об «общем одобрении» Российская Федерация не поддерживала эту инициативу. Наша позиция осталась неизменной: нам необходимо сфокусироваться на диалоге с Соединёнными Штатами Америки и странами-членами НАТО, в рамках которого мы добиваемся заключения долгосрочных юридически обязывающих гарантий безопасности. В отсутствие прогресса на этих направлениях разговор в ОБСЕ результатов не принесет. Кроме того, ОБСЕ не способна вести переговоры по оформлению юридически обязывающих договорённостей.

Что касается тематического наполнения «Возобновлённого диалога ОБСЕ по европейской безопасности», то он, по сути, дублирует уже существующие в Организации форматы – Форум по сотрудничеству в области безопасности (ФСОБ), «структурированный диалог» о нынешних и будущих вызовах и угрозах безопасности (СД) и другие инструменты в части, касающейся невоенных аспектов безопасности.

Вызывает недоумение аргументация в пользу необходимости отделить инициативу от работы ФСОБ и СД. Мы слышим аргументы, что темы транспарентности, мер укрепления доверия и безопасности рассматриваются в них в избитой и политически ангажированной манере. Позвольте напомнить, что именно дискуссии в Постсовете отличаются максимальной политизированностью и накалом конфронтационной риторики. ФСОБ и СД как раз создавались для профессионального обсуждения упомянутых вопросов, в т.ч. с привлечением непосредственно военных экспертов. Если и когда всеми государствами-участниками будет принято решение запускать предметный разговор по деэскалации и МДБ, то делать это надо именно в рамках Форума по сотрудничеству в области безопасности.

Показательно, что уже на стадии концептуальной записки председательство заложило в первый переговорный «кластер» обсуждение темы модернизации Венского документа 2011 года. Мы неоднократно разъясняли, что вопросы евробезопасности необходимо рассматривать комплексно, а внесение технических изменений в ВД-2011 не способствовало бы решению накопившиеся проблем. «Окно возможностей» для обсуждения этой темы может открыться лишь после отказа НАТО от политики сдерживания России. Причём не на словах, а на деле.

Сейчас же для нас важно чётко прояснить, как западные государства-участники ОБСЕ понимают принцип неделимости безопасности и как они собираются выполнять принятое на себя обязательство не укреплять собственную безопасность за счёт безопасности других государств. Ждём от всех скорейших ответов на соответствующий запрос Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова. Рассчитываем получить реакцию не в коллективном, а в национальном качестве. Её анализ позволит нам определиться с дальнейшими шагами в сфере евробезопасности.

На данный момент ситуация более чем удручающая. За более чем десять лет после принятия на высшем уровне Астанинской юбилейной декларации в ОБСЕ не нашлось политической воли для поиска практических путей строительства свободного, демократического, общего и неделимого евроатлантического и евразийского сообщества безопасности на пространстве от Ванкувера до Владивостока. Напомню, что всеобъемлющая концепция неделимости безопасности была утверждена на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году. А воз и ныне там.

Пока же российская сторона не видит смысла в участии в намеченных заседаниях, особенно на фоне практически «нулевых» результатов печально известных «процесса Корфу» и «Хельсинки плюс 40». Если председательство намерено запустить новый переговорный формат, то было бы полезнее сконцентрироваться на тематике повышения эффективности ОБСЕ. Давно настало время всем нам сфокусироваться на выправлении географических и тематических перекосов в деятельности полевых присутствий и институтов, балансировке трёх «корзин», согласовании единых правил наблюдения за выборами и на многих других аналогичных направлениях, одобренных предыдущими многочисленными министерскими решениями. Рекомендовали бы Действующему председательству направить свою энергию в это русло.

Благодарю за внимание.

Share on VK