Выступление делегации РФ по п.7 повестки дня сессии Совета управляющих МАГАТЭ «Проверка и мониторинг в Иране в свете резолюции 2231 (2015) Совета Безопасности ООН»

Уважаемый г-н Председатель,

Выражаем признательность Гендиректору и Департаменту гарантий Секретариата МАГАТЭ за усилия по осуществлению проверочной деятельности в Иране и за регулярное информирование Совета на этот счет.

Отмечаем принципиальную важность, что благодаря договоренностям, достигнутым более года назад между Гендиректором МАГАТЭ и Тегераном, у Агентства сохраняется видеонаблюдение на ряде иранских объектов, имеющих критическое значение с точки зрения восстановления СВПД. В частности, иранская сторона своевременно проинформировала Секретариат о переносе оборудования с предприятия по производству компонентов для центрифуг в Кередже на новый объект в Натанзе, где специалистами Агентства были установлены камеры видеонаблюдения. Помимо этого, камеры также были смонтированы на новом предприятии по производству компонентов для центрифуг в Исфахане.

Данные шаги Тегерана являются политическим и добровольным решением, выходящим за рамки его обязательств по Соглашению о гарантиях. Исходим из того, что окончательные договоренности по восстановлению СВПД будут достигнуты, и информация с камер видеонаблюдения станет доступна Агентству и позволит обеспечить целостность знаний относительно иранской ядерной деятельности на соответствующих объектах.

Из доклада Гендиректора также следует, что Тегеран проявлял сдержанность по части расширения своей ядерной программы, прежде всего, ее наиболее чувствительных элементов. Не вводились в строй новые передовые центрифуги. Не осуществлялось производство металлического урана. Темпы наработки обогащенного урана, в том числе до 60%, не увеличивались. Все это является лишним свидетельством того, что Тегеран не настроен на обострение ситуации в критический с точки зрения восстановления СВПД момент.

Россия, безусловно, рассчитывала на успешное завершение венских переговоров еще несколько месяцев назад. Все необходимые условия для этого имелись. Однако не всегда получается так, как хочется. Необходимо принимать во внимание политическую сложность и чувствительность вопросов, требующих решения в контексте реанимирования СВПД. Причем их первопричины предельно очевидны – это единоличный выход США из ядерной сделки и политика «максимального давления» на Тегеран, которая до сих пор не прекратилась и даже нарастает, несмотря на заявленные Дж.Байденом цели восстановить договоренность. Насколько мы понимаем, на данном этапе разблокирование ситуации на венских переговорах зависит от Вашингтона. Призываем его осознать всю степень ответственности и сделать правильный выбор.

Хотели бы подчеркнуть, что шанс на восстановление СВПД сохраняется. К сожалению, некоторые члены Совета не осознают хрупкость текущего момента и выходят с несвоевременными и непродуманными инициативами относительно внесения на Совет резолюции по Ирану. Приходится констатировать, что длительные переговоры с иранской стороной их ничему не научили, и эти страны до сих пор не осознали, что давление на Тегеран чревато неоправданным обострением ситуации. Кроме того, соавторы проекта резолюции фактически продемонстрировали, что урегулирование нерешенных вопросов, относящихся к прошлому, является для них более приоритетным, нежели восстановление СВПД. Такая приоритизация вызывает недоумение.

Россия исходит из безальтернативности ядерной сделки в интересах поддержания мира и стабильности в регионе, а также укрепления режима ядерного нераспространения. Подтверждаем настрой продолжить взаимодействие в венском формате для оперативного завершения работы над реанимированием СВПД.

Благодарю Вас, уважаемый г-н Председатель.

Share on VK