Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ М.В.Буякевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ, 16 февраля 2023 года

О продолжающихся преступлениях киевского режима и опасной политике стран западного альянса по эскалации напряженности.

Господин Председатель,

Завтра исполнится ровно восемь лет со дня принятия Советом Безопасности ООН резолюции 2202 с одобрением минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 года и декларации лидеров стран «нормандского формата» в поддержку его имплементации.

Этот документ многократно был признан членами Совета Безопасности ООН и всеми участниками международного сообщества, включая страны Запада и участников «нормандского формата», в качестве безальтернативной основы для прекращения кровопролития и политико-дипломатического урегулирования кризиса на Украине с сохранением её территориальной целостности в тогдашних границах.

Для его реализации под эгидой ОБСЕ был предусмотрен солидный инструментарий, который предоставлял сторонам конфликта площадку для прямого диалога в рамках Контактной группы и её рабочих подгрупп. Однако в Киеве систематически уклонялись от субстантивного диалога с представителями отдельных районов Донбасса, продолжая обстреливать их мирные города. В этом им «помогали» страны НАТО, вложившиеся в снабжение киевского режима вооружениями и техникой. Помимо этого, они запустили тренировочные миссии для украинских вооруженных формирований, включая членов откровенно преступных националистических батальонов, поощряя их зверства в отношении мирного населения.

Реакция на всё это со стороны руководства ОБСЕ зачастую вызывала большие вопросы или вовсе отсутствовала. Организация не просто не справилась со своей прямой задачей – добиться мира на основе добросовестной имплементации «Минска». Она фактически повторила так называемую «историю успеха» ОБСЕ в ходе конфликтов на Северном Кавказе, на Балканах, в Грузии – везде не обошлось без серьёзной вооруженной эскалации.

Сегодня на Западе и на Украине не скрывают: Минские договоренности и «нормандский формат» являлись грандиозной дипломатической аферой и имитацией политического процесса. Они были нужны для того, чтобы дать киевскому режиму время на передышку, чтобы в дальнейшем с прямой натовской военной поддержкой подготовиться к интенсивным боевым действиям против собственного народа и соседних государств. Об этом публично заявили не только французские и германские «сопосредники» урегулирования, но и все без исключения номинальные руководители киевского режима. С неоднократными признаниями выступал П.Порошенко. А 9 февраля с.г. в интервью «Spiegel» об этом сказал и сам В.Зеленский, отметив, что после вступления в должность президента Украины лично проинформировал зарубежных партнеров из Франции и ФРГ, что не видит смысла и возможностей для имплементации «Комплекса мер»: «Что касается «Минска» в целом, я сказал Э.Макрону и А.Меркель, что мы в таком виде не сможем его выполнить» (“Aber was Minsk insgesamt angeht, habe ich E.Macron und A.Merkel gesagt: So können wir das nicht umsetzen”). А затем выступал с заявлениями о якобы приверженности Минскому процессу.

На этом фоне представители некоторых западных стран, в том числе находящиеся сейчас в этом зале, продолжали злонамеренно распространять дезинформацию о том, будто Киев добросовестно выполняет все предписания «Минска», а сами они поддерживают реализацию Минских договоренностей. Однако это было лишь «дымовой завесой» для всё большей милитаризации киевского режима и военных приготовлений, направленных против России.

13 февраля с.г. на пресс-конференции в Брюсселе всё это подтвердил Генсекретарь НАТО Й.Столтенберг. В частности, заявил: «С 2014 года НАТО начала проводить самое значительное наращивание своих военных сил, поскольку война не началась в феврале прошлого года, она началась в 2014 году – и тогда же началась адаптация НАТО». Он также отметил, что в 2022 году альянс принял решение увеличить своё присутствие вблизи российских границ «на базе приготовлений, которые уже были проведены в прошлые годы». Выдал и ещё одно откровение: «Мы знали, что конфликт произойдёт, и мы готовились к этому».

Все эти признания подтверждают много лет озвучиваемые российскими представителями тезисы о том, что в основе действий НАТО на Украине и вокруг неё изначально лежала антироссийская направленность, а милитаризация Украины и Восточной Европы осуществлялась осознанно в рамках военных приготовлений НАТО. И одновременно откровения западных политиков и военных разбивают ложный тезис о якобы неспровоцированных действиях России по защите населения Донбасса и интересов своей национальной безопасности. Как подтверждает и то, что страны-члены альянса даже не рассматривали дипломатию в качестве серьёзного инструмента для устойчивого разрешения имеющихся противоречий.

Запад запустил работу «нормандского формата» в качестве имитации дипломатического процесса, как в этом откровенно признался экс-премьер Великобритании Б.Джонсон. В начале 2022 года США и их партнеры пытались использовать площадку ОБСЕ для очередного «эрзаца» – так называемого «обновленного диалога по евробезопасности», который не предполагал никаких юридически обязывающих инструментов фиксации и обеспечения гарантий безопасности. Перед этим, однако, Вашингтон отверг все направленные ему субстантивные предложения России по вопросам взаимных гарантий безопасности, которые учитывали бы легитимные интересы России и стран европейского континента. А государства Евросоюза вообще проигнорировали предложения с нашей стороны и не стали на них отвечать, «прикрывшись» письмом главы европейской внешнеполитической службы Ж.Борреля, который сегодня так отчаянно мечтает одолеть Россию «на поле боя» и призывает к гонке вооружений с использованием «Европейского фонда мира».

Неудивительно, что всё это привело в начале 2022 года к вооруженной эскалации на Украине, которая сопровождалась отказом киевского режима и его внешних кураторов от дипломатии и продолжением организованных убийств мирных людей, русских и украинцев, в Донбассе.

Основные цели Запада не скрывались: разорвать историческое единство украинцев и русских через взращивание ненависти одних к другим. Утвердить на Украине марионеточный режим тоталитарного неонацистского толка. Вытеснить с Украины всё русское, исторически ей присущее, спровоцировать и подпитывать междоусобную вражду. Наконец, превратить Украину в инструмент подрыва российской государственности.

Украинские просторы всё более активно использовались для отработки сценариев военного столкновения стран НАТО с Россией: самой же Украине была уготована участь полигона для такого противостояния, тестирования натовских вооружений в бою против российских образцов (в чём неоднократно публично признавался министр обороны киевского режима А.Резников). При этом жителей Украины никто не спрашивал о том, хотят ли они отдать свою территорию под такие смертельные эксперименты. Как и о том, желают ли они стать «пушечным мясом» в противостоянии НАТО с Россией. Говоря простым языком, их водили и продолжают водить «за нос» до тех пор, пока в ложь западных столиц хоть кто-то верит.

Из нашей общей истории русские и украинцы знают главное: процветание на Украине возможно только в условиях гармоничных отношений со всеми народами России. Поиск врага в лице российской государственности губителен для любого недоброжелателя. Не стоит искать друзей далеко, а врагов близко.

Сегодня в НАТО продолжают едва ли не в ручном режиме управлять действиями киевского режима, ставящего целью «уничтожить Россию как страну» (секретарь СНБО А.Данилов, 1 декабря 2022 года). 14-15 февраля на американской авиабазе «Рамштайн» прошла очередная встреча контактной группы по военному снабжению киевского режима. Отмечаем абсурдность раздающихся на этом фоне заявлений, например, из уст уже упомянутого Ж.Борреля, будто поставки вооружений приближают мир и не мешают дипломатии. На деле они не только закрывают двери для дипломатических усилий, но и прямо ведут к ещё большей эскалации, питая у киевского режима ложные надежды на некую «победу на поле боя».

Акцентируем, что по настоянию внешних кураторов в середине апреля 2022 года киевский режим сам отказался от дипломатии: де-факто вышел из переговорных контактов с российской стороной, а 30 сентября того же года принял законодательные решения о запрете контактов с российским руководством, которые могли бы способствовать урегулированию. С подачи иностранных спонсоров Киевом взят курс на продолжение боевых действий, несущих страдания мирному населению.

Результативные удары ВКС России по используемым в военных целях объектам на территории Украины свидетельствуют: поставки натовского оружия киевскому режиму, включая системы ПВО, не могут и не смогут остановить эффективную работу с целями, намеченными в рамках спецоперации. Так, 10 февраля в рамках массированного удара была остановлена работа энергоёмких предприятий оборонно-промышленного комплекса Украины, а также заблокирована переброска иностранного оружия в зону боевых действий.

Подчёркиваем: передача киевскому режиму оружия, спутниковых и разведданных, участие в планировании и осуществлении войсковых операций, вступление в боевые действия под прикрытием частных военных компаний и военных инструкторов, безусловно, делает страны НАТО сторонами конфликта, в том числе на фоне заявлений министра обороны США Л.Остина, что США и их сателлиты помогут киевскому режиму «перейти в контрнаступление весной». Всё это сопровождается озвученными по итогам «Рамштайна» планами альянса направить 40 тысяч военных к границам Союзного государства России и Белоруссии со значительными воздушными и морскими средствами.

Совершенно очевидно, что агрессивные планы НАТО выходят далеко за рамки ситуации на Украине. В их основе – стремление утвердить глобальное доминирование Запада в форме миропорядка, основанного на его гегемонии, или, как его любят называть иносказательно – «порядка, основанного на правилах».

Очевидно, в этот так называемый «порядок» прекрасно вписываются все зверства украинских вооруженных формирований, совершаемые в отношении мирного населения и российских военнослужащих, участвующих в специальной военной операции. От представителей США мы не слышали ни слова возмущения относительно жертв в результате обстрелов из американских артиллерийских и ракетных комплексов – детей, женщин, пожилых людей. Нет там беспокойства и по поводу очевидных нарушений международного гуманитарного права – использования противопехотных мин против гражданского населения, намеренного нанесения увечий (таких как выстрелы в колени, перерезание сухожилий) и расстрелов безоружных пленных. На днях в СМИ опубликовано вопиющее свидетельство очередного такого зверства: трое лежащих на земле российских военнослужащих, которые не оказывали сопротивления, были в упор расстреляны из автоматического оружия.

Прямой вопрос к представителю США: в какие правила в вашем «порядке, основанном на правилах», всё это укладывается? Назовите конкретные положения, позволяющие украинским вооруженным формированиям совершать подобные бесчинства в нарушение норм международного гуманитарного права.

Вместо этого в стенах Хофбурга представители киевского режима и его спонсоры устраивают очередные пропагандистские мероприятия – как, например, 14 февраля, с участием пребывающего в добром здравии члена украинских формирований Ю.Мадина, который вернулся к родным в рамках обмена удерживаемыми лицами в сентябре 2022 года.

Отмечаем попытки киевского режима втянуть в конфликт соседние страны, раздуть пожар региональной нестабильности. О попытках Киева «открыть второй фронт в Грузии» на днях упоминал премьер-министр этой страны И.Гарибашвили. В контактах с молдавским президентом М.Санду В.Зеленский передал ей бездоказательные сведения о якобы подготовке Россией внутриполитической дестабилизации в Молдове – чего, к слову, не подтверждают даже кураторы В.Зеленского в Вашингтоне (устами координатора стратегических коммуникаций Совета национальной безопасности США Дж.Кирби). Можно вспомнить и о том, как в конце 2022 года члены украинских формирований выпустили ракеты С-300 в сторону польского города Пшеводув и по Брестской области Республики Беларусь.

Российская военная спецоперация продолжится и будет осуществляться последовательно и ответственно. Её цели известны, и они будут реализованы в полной мере. Вопросы урегулирования ситуации на Украине будут, разумеется, включать в себя различные аспекты демилитаризации и денацификации, а также устранения создаваемых Западом с украинской территории угроз безопасности Российской Федерации. Россия готова к предметному субстантивному диалогу и будет активно отстаивать свои интересы столько, сколько потребуется для обеспечения безопасности и защиты суверенитета нашего государства.

Благодарю за внимание.

Share on VK