О причинах отсутствия БДИПЧ ОБСЕ среди участников международного наблюдения за выборами Президента Российской Федерации в 2024 году

29 января представитель Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ заявил о том, что организация не примет участия в международном наблюдении за выборами Президента Российской Федерации 15-17 марта 2024 г., ссылаясь на отсутствие приглашения с российской стороны.

Предстоящее в России волеизъявление граждан будет максимально транспарентным. По приглашению российской стороны следить за ходом выборов приедет порядка тысячи международных наблюдателей, как предусмотрено Копенгагенским документом СБСЕ 1990 г. Они прибудут из почти ста иностранных государств и различных международных организаций. Отсутствие представителей БДИПЧ ОБСЕ никак не повлияет на качество международного наблюдения.

Это далеко не первый случай. Даже когда БДИПЧ получало приглашение, оно неоднократно самоустранялось от мониторинга, поскольку выдвигало ультимативные и необоснованные требования, которые Российская Федерация, как и другие страны, не обязана выполнять. Они касались сроков направления миссии, количества наблюдателей, ограничений по территории, на которой хотели бы работать представители БДИПЧ. Условия, которые ранее предлагались этой структуре, были на порядок комфортнее, чем для других международных наблюдателей. Так, в 2021 г. БДИПЧ отказалось от наблюдения на выборах депутатов Государственной Думы. Российские предложения (обусловленные действовавшими на тот момент «ковидными» ограничениями) сократить число наблюдателей Бюро демонстративно отвергло. Аналогичным образом БДИПЧ повело себя перед парламентскими и президентскими выборами в России в 2007-2008 гг.: сначала выдвигало неприемлемые параметры мониторинга, затем отказалось от наблюдения.

Бюро привыкло общаться с государствами-участниками ОБСЕ языком ультиматумов. Это подается западным альянсом как реализация некоего «золотого стандарта» БДИПЧ, а на деле является методологией диктата, выдачи предписаний и шантажа. С Россией такое не пройдет.

БДИПЧ не обладает ни преимущественным правом на проведение наблюдения, ни полномочиями «сертифицировать» выборы и выносить им «вердикты». Бюро – лишь один из возможных международных «игроков» на поле электорального мониторинга. Помимо него существуют другие авторитетные международные структуры, готовые принять участие в наблюдении за выборами в России.

Российская Федерация и наши единомышленники неоднократно предлагали разработать приемлемые для всех государств-участников ОБСЕ правила мониторинга за выборами, которые обеспечивали бы равный, беспристрастный и объективный подход. Адекватной реакции на эти предложения до сих пор нет.

Российской стороной проанализирован большой массив данных о деятельности Бюро. Изучены доклады о наблюдении за выборами во всех государствах-участниках ОБСЕ с 1990-х гг. Всё свидетельствует о предвзятости и непоследовательности методологии БДИПЧ, политизированном подходе к оценкам электоральной ситуации. Налицо географическое разделение государств на «незрелые» и «зрелые» демократии, а на самом деле – на более и менее лояльные «коллективному Западу». Этим во многом обусловлен дисбаланс по численности наблюдателей, командируемых в страны «к востоку» и «к западу от Вены».

Фактически, БДИПЧ выполняет политический заказ, нарушая принципы объективности, непредвзятости и профессионализма. Это хорошо заметно на примере наблюдения за выборами в некоторых западных странах, где позиции глобалистских элит стали в последнее время не столь прочны. Очевидные недостатки и нарушения в электоральных системах стран Запада по-прежнему замалчиваются или ретушируются, а критика нацелена исключительно на неугодные политические силы.

На данный момент Бюро, включая его директора, дискредитированы. В частности, упомянутая выше позиция отражена в совместном пресс-релизе главы БДИПЧ и функционеров ОБСЕ от 7 сентября 2023 г. Они позволили себе в нарушение собственных полномочий осудить проведение российских выборов на территории Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей. Этот пасквиль до сих пор не дезавуирован.

При таком положении вещей миссии БДИПЧ ОБСЕ, в отличие от организаций с незапятнанной репутацией, придерживающихся принципов объективности и непредвзятости, нечего делать на предстоящих выборах Президента Российской Федерации.

Россия рассчитывает, что из этой ситуации руководство БДИПЧ и те, кто его столь рьяно поддерживают, сделают правильные выводы и предпримут усилия для того, чтобы эта структура пользовалась доверием всех без исключения государств-участников ОБСЕ.

Share on VK