Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ М.В.Буякевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ, 2 октября 2025 года

Господин Председатель,

Хотели бы, воспользовавшись правом на ответ после выступления Постоянного представителя Молдавии, в очередной раз обратить внимание на масштабы систематических и грубых нарушений Кишинёвом демократических стандартов в ходе прошедших в этой стране парламентских выборов.

В частности, только с июля по сентябрь включительно были исключены из предвыборной гонки шесть политических партий, причём две из них – «Сердце Молдовы» и «Великая Молдова» – менее чем за два дня до голосования. Так, Международная миссия по наблюдению за парламентскими выборами Европейской сети организаций по мониторингу выборов пришла к выводу, что отмена регистрации кандидатов за столь короткий срок до волеизъявления ограничила право баллотироваться и повлияла на его исход. Примечательно, что в предварительном докладе наблюдательной Миссии БДИПЧ ОБСЕ данные решения ЦИК и соответствующих судебных инстанций политкорректно охарактеризованы как вызывающие вопросы относительно его беспристрастности.

Власти Молдавии активно использовали для давления на оппозицию также имеющиеся у них рычаги в сфере избирательного права. Усилия официального Кишинёва по изменению правил предвыборной кампании в самый её разгар не могли не оказать существенного негативного влияния на итоги волеизъявления. Кстати, данный сюжет вызвал нарекания даже со стороны международных наблюдателей.

Неоднократно на заседаниях Постсовета привлекали внимание профильных исполструктур Организации к репрессиям против наиболее заметных фигур молдавской оппозиции. Прежде всего, речь идёт о печально известном деле в отношении главы Гагаузской автономии Евгении Гуцул, брошенной в застенки по надуманным обвинениям. Нужно ли объяснять, что недопуск под предлогом уголовного преследования наиболее ярких и популярных в народе лидеров оппозиции к выборам не мог не повлиять на результаты голосования?

Важным элементом линии на обеспечение нужного молдавским властям исхода стала зачистка информационного поля от любых источников информации, предлагавших альтернативную официальному Кишинёву точку зрения. Не сомневаясь в своей безнаказанности, они массово закрывали оппозиционные телевизионные и телеграм-каналы, а в день голосования под предлогом защиты от кибератак заблокировали доступ к более чем 4 тысячам молдавских сайтов. На этом фоне читать выводы миссии БДИПЧ о том, что конкурентам был обеспечен равный доступ к эфирному времени, как минимум, странно – мы, вообще, говорим про одну и ту же страну?

Внимания заслуживают усилия Кишинёва по отсечению «неблагонадёжного» электората. Так, для 200 тыс. избирателей из Приднестровья было напечатано лишь 13 тыс. бюллетеней. В целях их дезорганизации ЦИК принял решение о переносе в последний момент избирательных участков из н.п. Варница, Хаджимус, Кочиеры и Дороцкое на правый берег Днестра. Кроме того, возможности реализовать свои избирательные права фактически были лишены молдавские граждане, проживающие в России (это порядка 500 тыс. человек) – число открытых на территории нашей страны избирательных участков было сокращено до двух. Российская сторона об этом открыто и прямо заявляла в том числе в этом зале накануне голосования, но не была услышана западным большинством, поддерживающим всеми силами «на плаву» режим М.Санду. Только ряд независимых наблюдателей, в частности молдавская НКО Prormo-Lex, посчитали эти решения необоснованными и ограничившими права избирателей.

Говоря о конкретных примерах фальсификации в ходе подсчёта голосов, не можем не обратить внимание на вопиющий случай манипуляций на одном из участков в н.п. Бессарабяска. Имеется информация, что по итогам волеизъявления Патриотический блок на этом участке набрал 42,2% против 35,7% у правящей Партии «Действие и солидарность» (ПДС). Тем не менее в представленном территориальной избирательной комиссией протоколе соотношение голосов оказалось совершенно иным – 82,18 на 7,16 процентов в пользу ПДС. Видимо, именно для этого накануне голосования действующие власти в спешке осуществили замену состава данного территориального избирательного комитета за счёт включения в него своих ставленников.

Учитывая всё вышеизложенное, полностью отвергаем заявление наблюдательной Миссии БДИПЧ о том, что парламентские выборы в Молдавии носили соревновательный характер. На деле правящая партия «Действие и солидарность» применила весь спектр имеющихся в её распоряжении репрессивных, административных и технических средств для сохранения большинства в парламенте.

Понимаем инстинктивное стремление отдельных функционеров ОБСЕ прикрыть лицо рукой в ходе пресс-конференции, на которой были представлены предварительные заключения международных наблюдателей. Такие граничащие с оруэловскими сюжетами неприкрытое лицемерие и бессовестная манипуляция ничего кроме стыда вызвать не могут.

Итог неутешительный: режим М.Санду в лучших традициях тоталитаризма переступил через все мыслимые нормы демократического процесса, а самое главное – через мнение молдавского народа, чтобы обеспечить себе большинство в парламенте и возможность сформировать правительство. При этом БДИПЧ, покрывая официальный Кишинёв, полностью проигнорировало все возможные нарушения и в очередной раз подтвердило утрату остатков былого доверия.

Благодарю за внимание.

Share on VK