Парламентская дипломатия сегодня – один из важнейших каналов международного сотрудничества и интеграции для любого демократического государства, эффективный инструмент установления рабочих и доверительных отношений с зарубежными коллегами. Поэтому соответствующие комитеты по иностранным делам занимают ключевые позиции практически во всех парламентах мира.
Российская Государственная Дума в этом смысле – не исключение. Деятельность Комитета по международным делам охватывает очень важный перечень вопросов, имеющих отношение к формированию и реализации внешней политики России, международным контактам Государственной Думы, работе в межпарламентских структурах, связям с парламентами других государств.
Одно из самых ответственных направлений – подготовка к ратификации международных договоров Российской Федерации. Каждое из межгосударственных или межправительственных соглашений, подлежащих ратификации в соответствии с российским законодательством, предварительно проходит всесторонний правовой и лингвистический анализ в аппарате Комитета и Правовом управлении Государственной Думы. Подготовленные заключения обсуждаются на заседаниях Комитета с участием представителей разных думских фракций уже с политической точки зрения, то есть в контексте соответствия национальным интересам Российской Федерации, после чего документ выносится на рассмотрение пленарного заседания Государственной Думы.
В пределах компетенции, предусмотренной Конституцией Российской Федерации, в работе Комитета по международным делам активно задействуется и представительная функция парламента. Депутаты – члены Комитета готовят проекты заявлений и обращений Государственной Думы по наиболее актуальным вопросам международной политики, формируют собственные оценки от имени Комитета по международным делам, организуют парламентские слушания и круглые столы по вопросам, относящимся к компетенции Комитета. К нашим повседневным будням относятся встречи с делегациями зарубежных парламентов и иных государственных и негосударственных структур.
Как и большинство думских структур, Комитет по международным делам принимает активное участие в работе над очередным бюджетом страны, высказывая свои рекомендации по соответствующим позициям главного финансового документа страны, прежде всего связанные с разделом «Общегосударственные вопросы» (подраздел «Международные отношения и международное сотрудничество»).
В соответствии со статьей 23 м) Конституции Российской Федерации Президент России назначает и отзывает дипломатических представителей (послов) РФ после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. В Государственной Думе эта конституционная миссия возложена на Комитет по международным делам, который рассматривает на своих заседаниях предлагаемые Президентом страны кандидатуры послов РФ и дает свои рекомендации в отношении их назначения на предлагаемые должности.
Перечисленные направления деятельности Комитета по международным делам, как и многие другие, по понятным причинам оставшиеся вне рамок данного приветствия, и составляют фундамент для того, что принято именовать парламентской дипломатией.
От имени депутатов Государственной Думы, входящих в состав Комитета по международным делам, и сотрудников аппарата Комитета хотел бы выразить надежду на то, что Вы сможете получить здесь ответы на все интересующие Вас вопросы, а, возможно, и внесете свой конструктивный вклад в нашу работу.
Мы всегда открыты для диалога и дискуссий!
Информационный бюллетень о деятельности Комитета в 2020 г.
Информационный бюллетень о деятельности Комитета в 2018 г.
Информационный бюллетень о деятельности Комитета в 2017 г.