Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Просьба включить в повестку дня, поставить сразу после «правительственного часа», проект постановления об информации министра иностранных дел Лаврова. Комитет по международным делам, комитет по делам СНГ вносят данный проект постановления совместно, мы согласовали его со всеми фракциями, в Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности материалы размещены. Ещё раз подчеркну: просьба рассмотреть проект постановления сразу после «правительственного часа».
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Сергей Викторович, уважаемые коллеги! Современный мир переживает период глубоких перемен, суть которых заключается в формировании полицентричной международной системы. В результате глубоких процессов глобализации, формирования и развития новых интеграционных блоков: БРИКС, Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества, «Экономического пояса Шёлкового пути», — становления нового технологического уклада, формирования экономики, основанной на знаниях, в результате масштабных миграционных процессов и так далее складываются новые центры влияния, формируется новая мировая архитектура XXI столетия. Всё более чётко осознаётся порочность признания доминирующих моделей развития государств, подобных той, которую преподносила нам уходящая, а теперь уже ушедшая администрация Обамы, однополярного мироустройства, всё более и более набирает силу признание и уважение многообразие культур и цивилизаций в мире.
За последние годы благодаря в первую очередь взвешенной и эффективной работе Министерства иностранных дел на внешнеполитическом поприще при абсолютном соблюдении норм международного права Российская Федерация вновь заявила о себе как о мировой державе, играющей самую серьёзную роль в современной системе мировой политики и международных отношений.
Признавая борьбу с международным терроризмом важнейшей государственной задачей и ключевым приоритетом в сфере международной безопасности, хотел бы сделать акцент, процитировав небольшой фрагмент Концепции внешней политики Российской Федерации, принятой 30 ноября прошлого года, вот на чём: «Главным направлением в борьбе с терроризмом должно стать создание широкой международной антитеррористической коалиции на прочной правовой базе».
Россия за последние годы сделала мощный рывок в формировании международных организаций и объединений, которые согласованным и скоординированным образом решают задачи борьбы с терроризмом эффективными методами. Примерами могут служить ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности), призванная объединить усилия ряда стран СНГ в борьбе с главной угрозой XXI столетия, минская группа, деятельность которой, как бы к ней ни относился Пётр Алексеевич Порошенко, направлена на установление мира в юго-восточных областях Украины, и, наконец, мощная коалиция, сформированная в последнее время Россией с участием Сирийской Арабской Республики, Исламской Республики Иран и Турецкой Республики в целях установления мира на многострадальной земле Сирии.
Следует признать, что поступательная, основанная на чётком следовании международному праву, эффективная работа российской стороны даёт свои плоды: в частности, можно с определённым оптимизмом оценивать результаты состоявшихся в Астане переговоров — лидер фракции и партии ЛДПР Владимир Вольфович Жириновский неоднократно говорил, что союз данных стран в борьбе с международным терроризмом будет весьма эффективен, и мы уже видим это на практике.
Безусловно, огромный потенциал, возможности нашей страны и её регионов лежат в основе таких амбициозных инфраструктурных проектов, как формирование единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана — реализация сформулированного Президентом Российской Федерации большого евразийского проекта; сопряжение деятельности Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шёлкового пути» — реализация предложенного Китайской Народной Республикой подхода «один пояс и один путь»; ну и наконец, создание транспортной артерии от Индийского океана до Балтийского моря, что обеспечит бурное развитие других отраслей экономики ряду стран Большой Евразии. Всё это говорит нам об эффективной работе Министерства иностранных дел.
Хотелось бы просить вас, уважаемый Сергей Викторович, больше внимания уделять работе с бизнес-сообществом, с гражданским обществом, с экспертами — сейчас это и так делается, и мы участвуем в этой работе на многих площадках. Возможно, имеет смысл вернуться к комплексной стратегии расширения гуманитарного влияния России в мире, которая была разработана Россотрудничеством ещё летом 2014 года.
А в целом хочу сказать, что наше Министерство иностранных дел — одно из самых эффективных на планете и такой же у нас министр. Министерство эффективно реализует внешнеполитическую повестку Президента Российской Федерации и обеспечивает достойное место великой России в формируемой сейчас мировой архитектуре XXI столетия.
Спасибо большое.