Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по международным делам рассмотрел представленный докладчиком проект федерального закона, внесённый в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 16 ноября 2016 года.
Цели и задачи конвенции отражены в преамбуле, где указывается на необходимость модернизации и консолидации документов Варшавской конвенции. Кроме того, ставится задача гармонизации и кодификации правил, регулирующих международные воздушные перевозки.
Монреальская конвенция изложена в семи главах, которые содержат в общей сложности пятьдесят семь статей. В целом модернизация касается условий осуществления авиаперевозок и повышения ответственности перевозчика. Конвенция подробно регулирует условия перевозки пассажиров, багажа и груза, а также определяет единые правовые нормы, регулирующие документационное обеспечение перевозки и обязанности сторон.
Новый режим ответственности перевозчика значительно повышает степень защиты пассажиров и улучшает условия предоставления им финансовой компенсации в связи с авиационными происшествиями. Также согласно конвенции потерпевшим гражданам предоставляется более широкий доступ к правосудию: иск об ответственности может быть подан в один из судов на территории государства — участника конвенции, в котором пассажир на момент происшествия имеет основное и постоянное место жительства.
При ратификации Российская Федерация использует своё право делать оговорки относительно неприменения некоторых положений конвенции, о чём подробно доложил докладчик.
Принятие этого международного нормативного правового акта является шагом вперёд в деле гармонизации правовой системы, регулирующей международные воздушные перевозки, а следовательно, упорядочения международного частного воздушного права, придания ему большей стройности и логичности. Комитет по международным делам считает, что конвенция в полной мере отвечает интересам Российской Федерации и будет способствовать развитию системы авиационной безопасности, повышению безопасности полётов и уровня защищённости прав и интересов пассажиров.
Имеются положительные заключения на законопроект Комитета по транспорту и строительству и Правового управления Аппарата Государственной Думы.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект.