Вопросы законодательного регулирования приграничного сотрудничества имеют особое значение для Российской Федерации. У нашей страны самая протяжённая в мире Государственная граница. Больше половины субъектов Российской Федерации занимают приграничное положение и в той или иной мере сотрудничают с сопредельными районами 18-ти государств. Всё это создаёт уникальные условия для развития приграничного сотрудничества, однако, действующее нормативно-правовое регулирований этой сферы не давало возможности в полной мере реализовать имеющийся потенциал связей с приграничными государствами.
Поэтому в современных условиях особенно актуальным стала разработка и принятие проекта федерального закона № 351626-5 «Об основах приграничного сотрудничества».
Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 30 июня 2010 года. Однако, его доработка ко второму чтению заняла достаточно длительный период времени. Это во многом было обусловлено тем, что в законопроекте помимо определения задач и принципов приграничного сотрудничества, основных направлений взаимодействия субъектов приграничного сотрудничества с соответствующими субъектами сопредельных государств, шла речь о разграничении полномочий федеральных органов, органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере приграничного сотрудничества.
Доработанный с учетом поправок Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2016 года, поправок депутатов Государственной Думы VII созыва, а также предложений приграничных субъектов РФ, представленных в ходе состоявшихся 10 апреля 2017 года парламентских слушаний на тему «Законодательное регулирование приграничного сотрудничества в Российской Федерации: состояние и перспективы развития», законопроект был принят Государственной Думой в третьем чтении 14 июля 2017 года (399 – «за», 0 – «против»).
Принятый Государственной Думой Федеральный закон «Об основах приграничного сотрудничества» позволит Российской Федерации выполнить международно-правовые обязательства, взятые при присоединении к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, Дополнительному протоколу, Протоколу № 2 к ней, а также к Протоколу № 3, касающемуся европейских региональных объединений сотрудничества (ЕвРОС).
Федеральный закон важен и нужен для приграничного сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств. Достаточно отметить, что российско-казахстанская граница имеет протяженность более 7000 км. Приграничные отношения в рамках СНГ предполагают более тесное сотрудничество как минимум по двум основаниям: во-первых, границы между республиками в СССР были всего лишь административными, поэтому приграничные районы взаимозависимы друг от друга. Это справедливо и для транспортных коммуникаций, и для экономических связей, и для культурно-гуманитарных отношений. Да и население приграничных областей во многом носит один и тот же этнический характер. Во-вторых, особый характер приграничным отношениям России и стран СНГ придают безвизовый режим, зона свободной торговли, культурно-языковая общность.
Принятый Государственной Думой Федеральный закон «Об основах приграничного сотрудничества» включает в орбиту законодательного регулирования такие новые для российской правовой системы понятия, как «территории приграничного сотрудничества», «международная программа приграничного сотрудничества», «проект международной программы приграничного сотрудничества»;
определяет полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере приграничного сотрудничества (в настоящее время таким органом является Министерство
экономического развития РФ), полномочия органов государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления приграничных муниципальных образований. Здесь важно отметить, что решение таких вопросов на законодательном уровне должно способствовать обеспечению максимальной бесконфликтности деятельности субъектов приграничного сотрудничества в столь чувствительной сфере общественных отношений.
Кроме того, в Федеральном законе «Об основах приграничного сотрудничества» усовершенствован механизм заключения соглашений о приграничном сотрудничестве на региональном уровне путем учета органами государственной власти субъектов Российской Федерации интересов приграничных муниципальных образований.
Наиболее значимыми с правовой точки зрения являются положения федерального закона, в соответствии с которыми к компетенции органов местного самоуправления отнесены полномочия по заключению соглашений о приграничном сотрудничестве с органами местного самоуправления сопредельных государств.
Приграничное сотрудничество является достаточно сложным с правовых позиций явлением, находящимся на стыке вопросов международного права, конституционного права и права муниципального.
Особенно важным, при работе над данным законопроектом, было узнать мнение субъектов Российской Федерации, как непосредственных участников приграничного сотрудничества. Многие из поступивших замечаний по законопроекту, в том числе из Законодательного Собрания Краснодарского края, Законодательного Собрания Забайкальского края, Курской областной думы, Законодательного Собрания Республики Карелия, Народного Хурала Республики Бурятия, Правительства Хабаровского края, Совета Министров Республики Крым, Правительства Брянской области, Правительства Омской области, Администрации Смоленской области, Администрации Ленинградской области и другие, были учтены.
Принятый Государственной Думой Федеральный закон «Об основах приграничного сотрудничества» создает механизм регулирования всего комплекса вопросов приграничного сотрудничества на федеральном и региональном уровнях, а также впервые определяет права и обязанности органов местного самоуправления в этой области. При этом многие его положения носят рамочный характер, что потребует дополнительного уточнения. С учетом этого представляется целесообразным обратить внимание приграничных субъектов Российской Федерации на необходимость принятия соответствующих правовых актов, направленных на его реализацию. Это, в первую очередь касается разработки приграничными субъектами Российской Федерации порядка согласования соглашений о приграничном сотрудничестве, заключаемых органами местного самоуправления приграничных муниципальных образований с приграничными муниципальными образованиями сопредельных государств, регистрации таких соглашений, а также определение порядка формирования перечней соглашений о приграничном сотрудничестве, заключенных органами государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации и приграничными муниципальными образованиями.
Этому посвящена статья 13 «Заключительные положения», в соответствии с которой устанавливается трехмесячный период со дня вступления в силу Федерального закона «Об основах приграничного сотрудничества», в течении которого приграничные субъекты Российской Федерации и муниципальные образования приграничных субъектов Российской Федерации приводят свои нормативные правовые акты в соответствие с принятым Федеральным законом.