Возможный выход США из ядерной сделки с Ираном ложится в ту же линейку действий нынешней американской администрации, когда далее угроз вроде бы дело и не заходит, но по сложившемуся международному порядку наносится очередной разрушающий удар.
Согласно утвержденному Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД), Тегеран обязывался строго держаться исключительно мирных пределов в развитии своей ядерной энергетики под контролем МАГАТЭ, а Россия, Китай, США, Германия, Франция и Великобритания — существенно ослабить антииранские санкции.
По сути, шесть ведущих мировых игроков договорились с Ираном о глобальном компромиссе. И то, что сделка эта получила одобрение со стороны Совета Безопасности ООН, только укрепило ее международно-политическое значение.
Разумеется, мы все помним, что Вашингтон оставляет за собой право выходить из тех договоров, которые не считает соответствующими более национальным интересам Штатов. Но не в таких случаях: разрыв международной сделки, подтвержденной резолюцией Совбеза ООН, может поставить под вопрос всю существующую систему мировой стабильности.
Может ли международная общественность — а нынешней политикой Вашингтона обеспокоено немало держав — что-то сделать с США в смысле возвращения в лоно мирового порядка? Ответ представляется неоднозначным.
С одной стороны, никто и ничто не запрещает заинтересованным странам предложить созвать экстренное заседание Совета Безопасности ООН, раз уж он в какой-то мере стал гарантом компромисса между Ираном и мировой общественностью.
Такой вариант представляется вполне логичным. В конце концов Иран уже пообещал при таком сценарии в ответ выйти из СВПД. Это, в свою очередь, может спровоцировать и другие страны. Скажем, Иран возобновляет работы по обогащению урана на глубине 90 м подземелий завода «Фордо» возле города Кум. Это вызывает оправданное беспокойство Израиля, который, не исключаю, может предпринять свои ответные действия и, вполне возможно, силового характера. А это уже создает угрозу безопасности как минимум регионального масштаба.
К тому же есть еще одна проблема — ядерного вооружения так называемых пороговых стран. Если Иран возобновит свою боевую ядерную программу — почему не захотеть создать свою ядерную бомбу Саудовской Аравии? А Турции? А Бразилии? Экономика позволит, секретов особенных в этом деле не осталось. Что будет тогда при таком варианте?
Предотвратить развитие ситуации необходимо сегодня и сейчас. Но вот тут проблема поворачивается другой стороной: а сможет ли Совет Безопасности ООН остановить Вашингтон в его разрушительном раже? Да, действующее международное соглашение не может быть денонсировано решением лишь одной страны. Потому есть шанс сохранить СВПД, обернув ситуацию так, что это лишь США вышли из соглашения, а все остальные страны остаются его гарантами. В этом смысле уже высказался министр иностранных дел России Сергей Лавров, выразив сожаление о решении Трампа одновременно с надеждой, что оно не приведет к прекращению действия соглашения. И если убедить при этом Иран не поддаваться на американскую провокацию, то, возможно, сделку можно будет спасти. Тем более что о возобновлении санкций ООН против Тегерана речи идти не может.
А вот рассуждая, конечно, теоретически, вопрос о введении санкций против США за нарушение международного договора, на мой взгляд, вполне поставить можно, даже невзирая на их право вето в СБ ООН. Потому что в любом случае разрыв сделки с Ираном по вине Штатов изменит ситуацию в мире на гораздо более угрожающую, чем она есть даже сегодня.
Но есть и третья сторона вопроса. Не исключено, что происходящее вокруг сделки с Ираном — очередная игра Трампа, шантаж с его стороны. В Вашингтоне ведь тоже должны понимать, что с точки зрения международного права те решения, которые принимаются по согласованию с Советом Безопасности ООН, носят обязательный характер. По крайней мере в идеале. И, значит, выйти из этого соглашения Соединенные Штаты не могут, не поставив себя на другую сторону баррикад от Европы, России и Китая. Это чревато разными чувствительными последствиями даже для США, которые не особо стремятся соблюдать международно-правовые нормы. В частности, это может обернуться расколом в и без того испытывающем разочарование многими действиями нынешней американской администрации западном лагере.
Что в этих обстоятельствах может сделать Россия? Вряд ли есть смысл идти на поводу у Трампа и со своей стороны обострять ситуацию. Тем же, например, созывом заседания Совбеза ООН. Но и без реакции действия американского руководства оставлять нельзя. На всех уровнях, в том числе и парламентском, необходимо ясно выразить отрицательное отношение к заявлениям Трампа уже на нынешней стадии. И делать, конечно, всё возможное, чтобы удержать Тегеран от выхода из сделки. Тогда США и в самом деле окажутся в политической изоляции, даже если кто-то их формально поддержит.