О продолжающихся грубых нарушениях странами Прибалтики обязательств ОБСЕ в области человеческого измерения
Госпожа Председатель,
Ситуация с соблюдением странами Прибалтики обязательств ОБСЕ в области гуманитарного измерения продолжает деградировать.
Действия властей Латвии остаются агрессивными и нацеленными на искоренение всего, что связано с Россией, русским языком и культурой и даже собственным русскоговорящим населением. В этой стране как «по нотам» материализуются наши худшие опасения о последствиях поощрения на высшем уровне героизации нацизма и сопутствующих этому нарушений прав национальных меньшинств. Печальной действительностью там стали жестокие гонения на русскоязычных, депортации стариков и инвалидов, травля детей в школах и детских садах, а также преследования журналистов и гражданских активистов за их пророссийские или антифашистские взгляды.
В середине апреля с.г. сейм «дал зеленый свет» очередным поправкам к закону «Об иммиграции», расширяющих категории россиян, которым предписано в течение года оформить статус постоянного жителя Евросоюза. Речь идет о лицах, получивших паспорт Республики до июля 2003 г. Их количество составляет 4,7 тыс. человек. Преимущественно это военные пенсионеры и члены их семей. Пожилым людям придется проходить через дополнительные лингвистические и бюрократические «экзекуции». Если же необходимый пакет документов не будет представлен, то их вид на жительство попросту аннулируют.
Учитывая возросшее давление на них со стороны официальной Риги, сожалеем, что процесс назначения представителя ОБСЕ в совместную российско-латвийскую комиссию по военным пенсионерам застопорился. Понимаем, что данная кадровая проблема досталась мальтийскому Действующему председательству ОБСЕ в наследство от недобросовестного предшественника ‑ Северной Македонии. К сожалению, Скопье без объяснения причин просто проигнорировало наши неоднократные призывы решить этот вопрос. Тем не менее призываем Мальту как можно скорее урегулировать его ‑ как это предписано профильными обязательствами ОБСЕ и мандатом Действующего председательства.
В конце апреля с.г. стало известно о намерениях Латвии отказаться от преподавания русского языка как второго иностранного в школах. До недавнего времени такая опция оставалась единственной возможностью для учащихся изучать родной язык. В перспективе 40% учеников будут ее лишены. Это делается вопреки данным министерства образования и науки, что более половины учащихся средних образовательных учреждений выбирают к изучению именно русский язык в качестве второго иностранного. С 2026 учебного года школьникам будет предложен на выбор один из официальных языков Евросоюза и стран-членов Европейской экономической зоны, а также иностранный язык, преподавание которого регулируется межправительственными соглашениями об образовании.
На этот дискриминационный шаг официальная Рига пошла, невзирая на сотни обращений родителей и международных правозащитных структур. Расцениваем подобные действия как прогрессирующую сегрегацию русскоязычного населения по языковому и этническому признакам, направленную на стирание культурной и языковой идентичности у несовершеннолетних. Не пора ли «коллективному Брюсселю», наконец, усмирить шовинистические устремления одного из своих государств-членов?
То же самое касается и происходящего в Эстонии, власти которой затевают настоящую религиозную войну против Эстонской православной церкви Московского патриархата. В середине апреля с.г. министр внутренних дел страны Л.Ляэнеметс выступил с предложением признать Московский патриархат Русской Православной Церкви «террористическим объединением», а в дальнейшем добиваться судебного запрета деятельности ЭПЦ. Поводом для начала самых настоящих репрессий послужили некие не оглашенные оценки МВД и полиции безопасности. На данном этапе активно ведется пропагандистская кампания в СМИ по очернению Русской Православной Церкви, оказывается давление на настоятелей приходов. Чего только стоит личная поездка упомянутого министра в Пюхтицкий женский монастырь, чтобы якобы убедить – а де-факто заставить – игуменью «добровольно» (по сути ‑ принудительно) выйти из подчинения Русской Православной Церкви. Более того, в случае несогласия следовать насаждаемым ультиматумам чиновники Эстонии не исключают принудительную ликвидацию церквей.
Расцениваем разворачивающиеся действия как посягательство на свободу вероисповедания, разжигание религиозной нетерпимости и нарушение конституционных прав жителей этого государства-участника ОБСЕ. Нас не удивляет отсутствие реакции личного представителя Действующего председательства по борьбе с дискриминацией, в том числе христиан, Р.Полак. Аналогичное поведение австрийского профессора мы могли наблюдать на другом печальном примере – действий киевского режима в отношении Украинской православной церкви. Это дает основания полагать, что она намеренно закрывает глаза на ущемления прав христиан на пространстве ОБСЕ. Призываем мальтийское Действующее председательство провести с ней воспитательную работу на предмет добросовестного выполнения своего мандата.
Госпожа Председатель,
Не отстает от соседей и Литва. На днях стало известно, что на литовской границе в течение двух суток не пропускали рейсовый международный автобус, следовавший по маршруту Санкт-Петербург – Тирасполь. Находящихся в нем людей, подавляющее большинство которых были гражданами Молдавии, подвергли самым настоящим допросам с пристрастием. По данным СМИ, некоторые из них были сняты с рейса за неправильные с точки зрения литовских властей ответы на провокационные вопросы таможенников из области политики и географии. Что это как ни вопиющий пример негуманного и бесчеловечного обращения, не говоря уже о нарушении права на свободу передвижения? Такие случаи далеко не единичны. Под удар попадают даже дети, как, например, ранее в марте с.г. – участники молдавской хоровой группы «Рапсодия».
Предвзятое дискриминационное отношение официального Вильнюса к россиянам и белорусам проявилось и в очередном продлении запрета на их въезд и пребывание в Республике. В этом же ряду и противоречащее обязательствам ОБСЕ условие к Бюро по деминститутам и правам человека не включать их в миссию по наблюдению за выборами. В итоге, как известно, БДИПЧ было принято редкое по нынешним временам разумное решение вообще не отслеживать президентское волеизъявление.
В целом миграционная политика Вильнюса уже давно является предметом озабоченности правозащитных неправительственных структур и гражданских активистов. В конце февраля с.г. более десяти европейских и литовских НПО опубликовали обращение с призывом к властям пересмотреть «проблемную» миграционную политику. Среди основных претензий – негуманные условия содержания мигрантов, незаконные депортации, отсутствие возможностей для прибывающих подать прошения об убежище. Гражданские активисты из Scienos Group направили запрос в Генпрокуратуру о возобновлении расследований смертельных случаев или инцидентов нанесения ущерба здоровью прибывшим в период с 2021 по 2023 гг. Фактологическая база попраний прав мигрантов за 2023 год содержится в отдельном исследовании Литовского института мониторинга прав человека.
Госпожа Председатель,
Приведенные нами примеры свидетельствуют о грубом нарушении тремя странами Прибалтики обязательств ОБСЕ в области человеческого измерения. Очевидно, что состояние националистического аффекта у властей этих трех государств подогревается снисхождением к такого рода проявлениям у «коллективного Брюсселя», а также международных правозащитных институтов, включая профильные исполнительные структуры нашей Организации. Именно к ним мы и обращаемся сегодня. Диалог с представителями Евросоюза, Латвии, Литвы и Эстонии на данной площадке с учетом получаемых нами бессмысленных ответов и комментариев лишен какой-либо отдачи.
Вновь подчеркиваем, что расцениваем молчание тех, кому Организация выдала соответствующий мандат, как поощрение противоправных действий, а также как очередное проявление двойных стандартов в правозащитной проблематике. Наше сегодняшнее выступление – очередное напоминание функционерам ОБСЕ об их вопиющем бездействии. Пора положить этому конец.
Благодарю за внимание.