19 июня Российская Федерация и Корейская Народно-Демократическая Республика в соответствии с практикой международных отношений и международного права заключили Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве.
Данный документ, открывая новую веху в истории российско-корейских отношений, призван стать продолжателем предыдущих двусторонних межгосударственных документов, включая Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и КНДР 1961 г., Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве 2000 г., а также Московскую и Пхеньянскую декларации 2000 и 2001 гг.
Подписание данного Договора во многом обусловлено глубокой эволюцией геополитической обстановки в мире и регионе, а также произошедшими в двусторонних отношениях качественными изменениями. КНДР одной из первых стран официально признала Крым, ДНР и ЛHP, публично поддержала специальную военную операцию Российской Федерации, возникшие там новые территориальные реалии. В подписанном Договоре заложены базовые принципы дальнейшего развития российско-корейских связей, нацеленных на углубление партнерства и стратегического взаимодействия по широкому спектру приоритетных для двух государств направлений, построение справедливой многополярной международной системы.
Договор не преследует цель формирования военного союза по западным лекалам и не направлен против третьих стран. Статья 4 Договора предусматривает оказание взаимной военной помощи в соответствии со статьей 51 Устава ООН и согласно законодательствам Российской Федерации и Корейской Народно-Демократической Республики в случае, если одна из сторон подвергнется вооруженному нападению со стороны какого-либо государства и окажется таким образом в состоянии войны. Аналогичная статья содержится в Договоре между КНДР и КНР от 1961 г.
При этом по итогам переговоров с Президентом России В.В.Путиным Председатель Государственных дел Ким Чен Ын публично заверил, что этот документ носит исключительно миролюбивый и оборонительный характер, призван защитить и отстаивать основные интересы народов двух стран, а также способствовать формированию нового многополярного мира, свободного от господства, закабаления, гегемонизма и насилия.
Данная договоренность не должна вызывать опасений по поводу национальной безопасности у тех стран, которые не планируют военную агрессию против КНДР. Если Республика Корея относится к их числу, то у нее не должно быть оснований для беспокойства относительно укрепления взаимодействия между Россией и КНДР, в том числе в военной области. Об этом четко заявил Президент России В.В.Путин в Ханое. Иначе, на фоне острой критики со стороны Запада, граничащей с истерикой, возникает закономерный вопрос: все-таки существуют планы по военному вторжению на территорию КНДР?
На фоне тревожных военно-политических тенденций в региональном и глобальном измерениях Москва и Пхеньян, переосмыслив подходы к обеспечению собственной безопасности, приняли законные меры, направленные на купирование множащихся угроз со стороны «коллективного Запада», который последовательно проводит курс на сохранение своей гегемонии, формирование сети закрытых военно-политических альянсов в духе блокового противостояния времен «холодной войны». НАТО во главе с США стремится расширить географическую зону своей «ответственности» путем проникновения в Азиатско-Тихоокеанский регион под превратно истолкованным лозунгом «неделимости безопасности Евроатлантики и Азии».
Корейский полуостров занимает стратегическое положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который является ключевым эпицентром формирования нового полицентричного миропорядка. Укрепление глобальной роли этого региона сопровождается острым кризисом системы контроля над вооружениями, разоружения и ядерного нераспространения, глубокой деградацией ситуации в области международной безопасности. Особую озабоченность вызывает обстановка в Северо-Восточной Азии, которая имеет устойчивую тенденцию к эскалации военно-политической напряженности, подталкивающей субрегион на грань ядерной катастрофы. США последовательно наращивают военную активность, размещая в Северо-Восточной Азии (СВА) средства своего стратегического потенциала, обкатывают сценарии гипотетического вооруженного конфликта с применением ядерного оружия. Особую тревогу вызывают последние шаги Вашингтона и Сеула по ядерно-конвенциональной интеграции под эгидой двусторонней Консультативной группы по ядерным вопросам, которые носят отчетливый дестабилизирующий характер и провоцируют гонку ядерных вооружений в этом районе мира.
Попытки Вашингтона и его союзников уличить Россию и КНДР в создании угроз миру и стабильности в регионе и в глобальном масштабе несостоятельны. Проведение на Корейском полуострове в период государственного визита Президента России В.В.Путина в Пхеньян американо-южнокорейских военно-воздушных учений недвусмысленно указывает на реального потенциального агрессора. Подобные шаги идут вразрез с заявлениями США и их единомышленников о приверженности дипломатии и диалогу.
Усилиями американцев и их союзников процесс политико-дипломатического урегулирования зашел в тупик: США и Республика Корея не готовы учитывать законные озабоченности КНДР в области безопасности, открыто провозглашают цель ликвидации ее государственно-политического строя военными, экономическими и идеологическими средствами. Фактически денонсировав межкорейское военное Соглашение 2018 г., предусматривающее меры по снижению военной напряженности, Сеул вместе с Вашингтоном демонстрирует нацеленность на дальнейшее повышение градуса конфронтации с Пхеньяном, в том числе проводит военные акции устрашения и информационно-психологическое воздействие на граждан КНДР, не задумываясь о последствиях для безопасности собственного населения.
Для реализации этих задач также активно используется площадка Совета Безопасности ООН. Вместо выработки согласованных решений, направленных на поощрение политпроцесса мирного урегулирования в субрегионе, Вашингтон, Сеул и Токио всю ответственность за ухудшение ситуации на полуострове пытаются возложить на Пхеньян, ретушируют свою собственную агрессивную военную активность.
Так называемые «санкционные» резолюции Совета Безопасности ООН 2016-2017 гг. в отношении КНДР принимались в совершенно иной геополитической обстановке. Они были призваны не наказывать Пхеньян, а поощрять его к встречным шагам через ослабление ограничительных мер, что способствовало бы деэскалации напряженности и продвижению политико-дипломатического процесса корейского урегулирования с участием всех вовлеченных государств региона. С тех пор ситуация кардинально изменилась. США, по сути, внеся раскол в ряды Совета, вместо того чтобы на основе упомянутых резолюций двигаться по пути деэскалации, активно пытаются использовать их для ужесточения полностью обанкротившегося санкционного режима в целях подрыва социально-экономического уклада КНДР, создания там серьезной гуманитарной катастрофы. Об этом красноречиво свидетельствуют нечистоплотные методы работы бывшей группы экспертов Комитета СБ ООН 1718, ряд членов которой, утратив Принципы объективности и беспристрастности, не гнушались по указке своих западных кураторов подтасовывать факты. Тем самым Вашингтон сам приложил руку к тому, чтобы дискредитировать эту группу.
Россия как ответственный член международного сообщества, придерживаясь основных принципов международного права, зафиксированных в Уставе ООН, включая мирное разрешение конфликтов и суверенное равенство государств, не может согласиться с такой линией Запада, выступает против попыток Вашингтона и его союзников лишить независимые страны права на самостоятельное развитие.
Стремимся выстраивать отношения добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества со всеми суверенными государствами-единомышленниками, которые борются с гегемонией, неоколониализмом и неонацизмом, проводят независимую политику по защите своего суверенитета. К ним относится, в том числе Корейская Народно-Демократическая Республика, которая много лет противостоит внешним угрозам своего существования.
Политика «расширенного сдерживания», которую США реализуют в этом регионе, представляет реальную угрозу безопасности не только для КНДР, но и России и Китая. Новый российско-корейский Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве призван сыграть стабилизирующую роль в Северо-Восточной Азии, внести позитивный вклад в поддержание баланса сил в регионе на основе принципа неделимости безопасности, снизить риск рецидива войны на полуострове, в том числе с применением ядерных средств, заложить основу для построения новой евразийской системы безопасности.
Сотрудничество России и КНДР осуществляется строго в рамках международного права, не носит конфронтационного характера, не направлено против третьих стран и не угрожает миру и стабильности в регионе СВА. Подписанный Договор является важным механизмом гарантий региональной безопасности, конкретным предостережением тем, кто хотел бы решить проблемы региона военным путем.